Комиксы о Голиафе и математической логике перевели на русский
На русском языке появилось несколько графических романов, резко торпедирующих привычные представления российских читателей об этом жанреНовые комиксы уверенно вытесняют из топов продаж книги, отвечающие представлениям о графическом романе как жанре вспомогательном. При этом колоссальный том «Хранителей» Алана Мура и Дэйва Гиббонса (издательство «Азбука-Аттикус», цена - свыше 1500 руб.) еще связан с миром традиционного комикса. Его персонажи - супергерои 1940-1960-х гг., живущие в сказочной Америке города Готэма. Но проработка сюжета, неоднозначность персонажей, да и сами размеры (526 страниц большого формата) далеко выводят его за пределы массовой продукции. Можно сказать, что это «Гаргантюа и Пантагрюэль» мира комиксов: Рабле ведь тоже использовал существующие до него скабрезные сказки про великанов-обжор для создания оригинального произведения.
Но несомненный успех «Логикомикса» Доксиадиса и Пападимитриу («Карьера-пресс»), «Фотографа» Гибера, Лефевра и Лемерсье и «Голиафа» Тома Голда («Бумкнига») - уже феномен. Первая из них - это изложение основ математической логики через биографию Бертрана Рассела. Другие герои толстой книги - Уайтхед, Витгенштейн, Гёдель, т. е., прямо сказать, не Бэтмен с Суперменом. Вторая книга - подробный полурисованный, полуфотографический отчет о поездке французского фотографа с миссией «Врачей без границ» в 1985 г. в раздираемый войной Афганистан - причем на ту сторону, которая в советской прессе называлась «душманской». И третья - новелла, саркастично выворачивающая наизнанку библейский сюжет: Голиаф в ней - добродушный увалень, павший жертвой пропагандистской кампании филистимлян.
Директор «Бумкниги» Дмитрий Яковлев давно уже не боится браться за самые сложные и неоднозначные проекты. «Темы книг - это осознанный выбор издательства, этим мы показываем всю широту искусства рисованных историй. До сих пор многие уверены в том, что комиксы - это «Человек-паук» или «Черепашки-ниндзя».
А как обстоит дело с коммерческой стороной вопроса? По словам Юрия Носова, директора «Карьеры-пресс», «Логикомикс» (ценою тоже под тысячу) ушел за несколько месяцев. «Книги продаются очень даже хорошо, - подтверждает Дмитрий Яковлев. - И будь у нас система распространения, как у гигантских издательств, то мы могли бы поднять тиражи в полтора или даже два раза. С другой стороны, многие книжные магазины до сих пор не знают, как работать с комиксом, и сгружают все книги без разбора в отдел фантастики. А наши книги зачастую ближе к современной прозе или нон-фикшну».
В Италии в этом году графический роман под названием «Однаистория» (Unastoria) впервые вошел в шорт-лист самой престижной литературной премии «Стрега». Возможно ли такое у нас? Теоретически - да. «Уставные документы премии не запрещают рассматривать графические романы, - комментирует председатель совета экспертов премии «Большая книга» Михаил Бутов. - Попадет ли она в финал? Если удивит и будет понятно, что по весомости и силе воздействия способна конкурировать с обычными, - почему бы и нет. Это будет интересно, привлечет внимание. Появись какие отечественные «Хранители» - думаю, при всей жанровости у них был бы довольно высокий шанс».
Насколько скоро такое произведение может появиться? «Интуиция мне подсказывает, что мы такого долго не увидим», - признает Бутов. Действительно: все вышеупомянутые произведения и еще десяток не упомянутых - переводные. Включая графические адаптации «Ибикуса» и «Мастера и Маргариты». Но, с другой стороны, ведь молодые русские сочинители пользуются сейчас теми же гаджетами с графическими интерфейсами, так же бомбардируются визуальными образами, как и их западные сверстники. Так что, возможно, ждать придется не так уж долго.
Том Голд. Голиаф / пер. с англ. В. Меламеда. СПб: Бумкнига, 2014. 96 с. 3000 экз.
Э. Гибер, Д. Лефевр, Ф Лемерсье. Фотограф. По охваченному войной Афганистану с миссией «Врачей без границ» / пер. с фр. А. Зайцевой. СПб: Бумкнига, 2014. 272 с. 2100 экз.
Апостолос Доксиадис, Христос Пападимитриу. Логикомикс. Поиски истины / пер. с англ. С. Чернышова. М.: Карьера-пресс, 2014. 336 с. 2000 экз.