«В сторону света»: Игорь Пальмин выбрал 25 фотографий
«В сторону света» – выставка 25 совершенных архитектурных фотографий. Игорь Пальмин выбрал их из снятого почти за полвекаЦентр фотографии имени братьев Люмьер открыл эту выставку к 80-летию Игоря Пальмина. Его работы выставляются часто. Особенно портреты художников и поэтов московского андеграунда последних советских десятилетий, он сам был человеком той богемы и ее фотобиографом. Весной по случаю показали давнюю московскую съемку с улицами без рекламы, только с неоновыми вывесками, вечно теряющими буквы. И вот теперь Пальмин сам отобрал 25 архитектурных фотографий, получилась выставка шедевров. Слово излишне пышное для стиля Пальмина, чуждого пафоса и сильных эффектов, но так и есть – каждый крупноформатный снимок не имеет изъянов и не выпячивает достоинства.
Пальмин снимал здания много лет, для книг и журналов, можно сказать, что долужковская Москва сохранилась на его фотографиях в самом натуральном виде, до новодельной пластики. Даже раненные временем фасады и брандмауэры честно хранили тогда память об эпохе. Подборку таких пальминских фотографий на выставке проецируют на экран. На стенах же висят только те, где главное – невидимая работа света.
«Во время своих архитектурных съемок я любил смотреть, как свет крадется и оживляет орнаменты модерна». Кажется, что большую часть жизни Пальмин провел в ожидании света, по крайней мере, в разговорах слова «ждал свет» он произносит часто и буднично. При этом никакой мажорной светописи, игры бликов, подчеркнутых контрастов в его снимках нет. Свет не герой кадров, он их создатель, а фотограф просто на кнопку нажимал, когда все было готово.
Произведения искусства, где не видны ни авторская воля, ни прием, ни труд и пот, обладают особым обаянием естественности и подлинности. Фотографии Пальмина как раз такие – фасады, колонны, фронтоны, лестницы, скульптуры и кариатиды в них такие, как есть, во всех подробностях и в общем, целостном впечатлении.
Целостной получилась и выставка, хотя фотографии на ней не из одной серии. Есть ракурсные – высотка на площади Восстания виднеется между ног двух скульптур. Есть чистый эстетский минимализм белого на белом в память о любимом художнике Пальмина Владимире Вейсберге – портал и стена храма Троице-Сергиевой лавры. Есть жанровые – скульптурные львы, кони и Аполлоны на фотографиях часто кажутся живыми, на пальминских – тоже. Пара блестяще решенных геометрических задач – линии колоннады Ленинской библиотеки, треугольный верх брандмауэра, перечеркнутый тенью.
Ну а кончается выставка печально – ячеистой стеной панельной многоэтажки одного из бессмысленных районов нашей большой столицы. Вообще, у Пальмина есть фотографии о красоте и счастье на улицах дешевого массового жилья. Но эти фотографии нельзя назвать архитектурными.
До 30 июня