Фильм "Отель "Мэриголд". Лучший из экзотических": На пенсии живут британцы весело
В прокат выходит «Отель «Мэриголд». Лучший из экзотических» (The Best Exotic Marigold Hotel) – утешительная драматическая комедия с участием ветеранов британского экрана, помещенных в красочный антураж индийского штата РаджастанВы не были в Раджастане? Вас и здесь неплохо кормят? А вот некоторым британским пенсионерам жизнь в метрополии не по карману. У кого-то дети взяли в долг на развитие бизнеса, а бизнес не пошел. Кому-то пришлось продать квартиру, чтобы заплатить долги покойного мужа. У кого-то не хватило денег на операцию. Другим просто скучно и одиноко.
Жизнь несправедлива, особенно по отношению к пожилым людям. Осознав это, пенсионеры в российском кино берут винтовку («Ворошиловский стрелок») или захватывают самолет («Сочинение к Дню Победы»). Британцы поступают не менее решительно: они едут в Индию, дикую, но прекрасную, а главное – дешевую страну, в которой, хвала колониальному прошлому, аборигены говорят на почти понятном языке.
Поездка в Индию стала практически отдельным жанром кинематографа. В нем давно сложились каноны и штампы. Чтобы представить развитие сюжета, достаточно узнать состав группы и цель путешествия (туризм/паломничество). В случае «Отеля «Мэриголд» пересказ можно заменить списком исполнителей. Джуди Денч, Билл Найи, Мэгги Смит, Том Уилкинсон – гранды профессии. Вы походите, мы похлопаем. Максимум, что требовалось от режиссера Джона Мэддена, – соблюдать жанровые приличия, не пережимать с экзотикой и мелодраматизмом, не ставить уважаемых людей в неловкие положения. Постановщик «Влюбленного Шекспира» с этой задачей вполне справился. Остальное – вопрос выбора натуры, за которой в Раджастане далеко ходить не надо. Обшарпанные стены, чумазые лица, самые яркие в мире краски: Индия – благодарная модель для фотографа и кинооператора, ей не слишком мешает даже шаблонный сюжет романа «Эти дурацкие вещи», по которому снят «Отель «Мэриголд». Герои слегка чудят, ведь это комедия. Исправляют ошибки молодости или получают второй шанс, ведь это мелодрама. Избавляются от предрассудков, ведь это кино, снятое британцами в бывшей колонии. Местные немного надувают пенсионеров, но из лучших побуждений.
В сущности, настоящих героев тут всего два: Индия – молодая, слегка жуликоватая, полная жизни – и Британия – старая, ироничная и мудрая, умеющая дать ценный совет, а взамен получить немного энергии. Взгляд, конечно, глубоко империалистический, сколько бы авторы «Отеля «Мэриголд» ни упражнялись в политкорректности.