Пааво Ярви в абонементе Дениса Мацуева: в гостях тесно

В филармоническом абонементе Дениса Мацуева выступил Пааво Ярви с Российским национальным оркестром
Д.Абрамов/ Ведомости

Главным номером весьма разнородной программы значилась Пятая симфония Бетховена. Казалось бы, заигранная вещь – но именно ее ждали с особым интересом: ведь Пааво Ярви недавно записал бетховенский цикл с Немецким камерным филармоническим оркестром Бремена и – при том что это нереально – добился сенсационной интерпретации, объединив качество аутентичного исполнительства и камерного музицирования с современным инструментарием.

Однако повторить то же самое с Российским национальным оркестром гостю не удалось – скорее всего, из-за отсутствия времени на подготовку. Результатом стало вполне мейнстримное исполнение, где оркестр с большим количеством струнных показывал яркость и мощь, а дирижер в меру возможного добивался индивидуальной фразировки (более всего это удалось в Andante con moto).

Нехватку новой интерпретации компенсировало новое название – пьеса эстонского композитора Эркки-Свена Тююра Aditus (по латыни – «начало», «возможность» и т. п.). По сравнению с коллажной «Архитектоникой» № 4, звучавшей на последнем фестивале «Возвращение», этот опус Тююра более единый по стилю, хотя и в нем сложноустроенные звуковые массивы, сияющие величием и перетекающие друг в друга, подобно горным хребтам, оттеняются нарочито простыми фигурациями, придающими целому человеческое измерение.

Посередке стоял Концерт Чайковского – но не всегдашний Первый, а Второй. Ярви и РНО уверенно и звучно аккомпанировали хозяину абонемента, игравшему свободно и эффектно, хотя несколько резонерски. Звонкое, но пустоватое исполнение крайних частей уступило место тонкому взаимослышанию в Andante non troppo, где Мацуев стал третьим в камерном ансамбле – вместе с породисто звучавшими скрипачом Алексеем Бруни и виолончелистом Александром Готгельфом.