Как «Газпром» кредитовал Дмитрия Фирташа

Вопреки своей официальной экспортной политике, «Газпром» много лет поставлял венгерскому трейдеру Emfesz газ в кредит – с отсрочкой платежа до года. Кто и как использовал эти деньги, непонятно

Европейские поставки «Газпрома». 163

миллиарда кубометров поставил «Газпром» в Европу в 2008 г.

150,5

миллиарда кубометров составили поставки в 2007 г.

140

миллиардов кубометров составили поставки в 2007 г. Монополия рассчитывает экспортировать в Европу в 2009 г., заявлял зампред правления «Газпрома» Александр Медведев

Интервью с гендиректором Emfesz Иштваном Гоци см. по ссылке http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/06/23/201470

Европейский партнер

Вконце апреля этого года венгерский газовый трейдер Emfesz, принадлежавший Group DF Дмитрия Фирташа, был продан никому не известной компании Rosgas. Сделку со стороны Emfesz подписал директор этой компании Иштван Гоци, который воспользовался доверенностью, выданной ему за несколько лет до того. Фирташ заявил, что компанию у него украли. Сделка и правда неожиданная: трейдер, поставлявший на венгерский рынок до 3 млрд куб. м в год, достался новому владельцу всего за $1. Но некоторые особенности его работы, о которых «Ведомостям» рассказал исполнительный директор Emfesz Иштван Гоци, еще более неожиданны: оказывается, Rosukrenergo (RUE, 50% – у «Газпрома», 50% – у Centragas Фирташа) позволяла Emfesz рассчитываться за газ с годовой отсрочкой, да еще фактически деньгами, заработанными RUE.

Схема выглядела так (см. рисунок). Emfesz, у которой заключен с RUE контракт до 2015 г., получала газ, продавала его потребителям и все вырученные деньги выдавала в кредит своей материнской компании – кипрской Mabofi (входит в Group DF Фирташа и его партнеров) по средней ставке LIBOR + 2%. Например, как следует из документов, имеющихся в распоряжении «Ведомостей», 17 июля 2008 г. Emfesz открыла Mabofi кредитную линию на $439,2 млн с датой погашения 31 декабря 2010 г. В счет этого кредита Emfesz выдала 20 траншей Mabofi в период с 18 июля 2008 г. по 20 января 2009 г. на общую сумму $223,6 млн. Обеспечением по кредитам служили будущие дивиденды RUE. В конце расчетного года RUE выплачивала дивиденды Centragas Фирташа, та перечисляла их Mabofi, которая возвращала кредит Emfesz, после чего трейдер расплачивался с RUE.

Чистая прибыль Emfesz, по словам Гоци, была невелика – $20–30 млн в год, зато трейдер имел очень хорошую репутацию и брал банковские кредиты, обеспеченные газовыми контрактами с RUE.

Такой порядок, по словам Гоци, существовал в 2005–2008 гг. «Я думаю, цель этой гениальной схемы – заставить «Газпром» согласиться на большие дивиденды RUE», – полагает Гоци. За три года RUE выплатила около $2,3 млрд дивидендов, половина из них причиталась Centragas Фирташа.

«Я понимал, что продолжаться так бесконечно не может и в один прекрасный день система даст сбой, – говорит Гоци. – В тот момент, когда прекратится выплата дивидендов, что и произошло». Сбой случился, когда в результате последней российско-украинской газовой войны «Газпром» исключил RUE из схемы торговли газом; тогда Гоци понял, что может оказаться крайним, и продал компанию Rosgas (см. интервью).

Сейчас, по словам Гоци, дела Emfesz таковы. В 2008 г. Rosukrenergo продала Emfesz 2,3 млрд куб. м газа примерно за $670 млн, из них около $300 млн было возвращено за счет дивидендов RUE по итогам 2007 г., а еще $100 млн – живыми деньгами. Остаток долга перед RUE c учетом пеней и штрафов – $356,5 млн. В свою очередь, Mabofi должна Emfesz $280,5 млн. А на счетах Emfesz – около $150 млн.

Разомкнутый круг

«Деньги, которые аккумулировались в Mabofi, могли использоваться для финансирования других проектов Group DF – и что из того? – недоумевает менеджер одной из компаний Group DF. – Материнская компания имеет право перераспределять финансовые ресурсы. Это общая практика».

Близкий к Фирташу бизнесмен объясняет, что кредитно-дивидендная схема позволяла минимизировать налоги. «Выплата дивидендов кипрской компании, каковой является Centragas, не облагается налогом», – согласен партнер юридической фирмы «Нерр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков.

Зато «Газпрому» сотрудничество с Emfesz обошлось недешево. Все эти годы он через Rosukrenergo фактически кредитовал своим газом Emfesz, получая оплату за газ спустя год за счет собственных же дивидендов. Менеджер «Газпром экспорта» говорит, что со всеми европейскими партнерами контракты заключены на основе помесячной оплаты.

«Представители «Газпрома» в органах управления Rosukrenergo всегда жестко настаивали и настаивают на немедленном погашении задолженности компании Emfesz вплоть до обращения в арбитраж с иском о ее взыскании. Однако эти усилия блокируются вторым акционером Rosukrenergo. Представителям «Газпрома» удалось добиться начисления повышенных процентов на сумму задолженности компании Emfesz» – таков официальный комментарий «Газпрома».

Последние три года «Газпром» пытался разрушить этот замкнутый венгерский круг, но ничего не получалось: срыв поставок газа Emfesz мог привести к международному скандалу, а это уже вопрос репутации «Газпрома», добавляет один из сотрудников монополии.

RUE ведет переговоры с Emfesz об урегулировании задолженности, «обсуждаются различные источники и способы погашения», говорит представитель RUE.

Но с источниками, которыми традиционно были дивиденды RUE, могут возникнуть проблемы. «Учитывая сложное финансовое положение компании, у нее отсутствует источник для выплаты дивидендов по итогам деятельности в 2008 г., поэтому дивиденды не выплачиваются», – предупреждает представитель RUE.

Захочет ли Фирташ вернуть долги Emfesz, чтобы та рассчиталась с RUE? Связаться с представителем Group DF вчера не удалось, топ-менеджер компании отказался от комментариев. «Гоци сам выдавал кредиты Mabofi, – говорил ранее «Ведомостям» член правления Group DF Андраш Кнопп. – Фирташ так и не получил дивиденды [RUE] за 2008 г., в момент сделки на счетах Emfesz находилось не менее $150 млн, которые Rosgas, выходит, купила за $1».

«Удивительно, как «Газпром», требующий предоплаты за газ у той же Украины, согласился кредитовать своим газом Emfesz? – недоумевает Рачков. – Да и схема очень непрозрачная: непонятно, где гарантия, что в конце концов дивиденды вернутся к нему в виде платы за газ».