Старые дела


«Ну и что? У меня есть бизнес, и в нем акционеры - мои дети и знакомые. Что же, я чужих людей должен был позвать в свое дело?» - недоуменно спрашивал у журналистов «Ведомостей» друг Вяхирева и бывший член совета директоров «Газпрома» Арнгольт Беккер в сентябре 2001 г. С середины 1990-х он был президентом и фактическим владельцем компании «Стройтрансгаз», которая ежегодно выполняла работы на $1-1,5 млрд, при этом 80% из них - для «Газпрома». В 2001 г. Беккер оценил «Стройтрансгаз» в $2 млрд, плюс у компании к тому времени был пакет акций «Газпрома» (5,94%), который тогда стоил примерно 32 млрд руб.

Помимо детей Беккера - Натальи и Эрны - среди совладельцев «Стройтрансгаза» были дочь Вяхирева Татьяна Дедикова и сын Черномырдина Виталий.

Дети топ-менеджеров «Газпрома» не только владели привлекательными активами, но и работали в концерне. Например, сын Вяхирева Юрий с января 1999 г. по февраль 2002 г. возглавлял «Газэкспорт» - внешнеэкономическое предприятие «Газпрома», отвечавшее за экспорт газа.

В 2001 г. в «Газпром» пришла новая команда управленцев во главе с Миллером. А уже в следующем году дети Вяхирева и Черномырдина перестали владеть блокпакетом «Стройтрансгаза», их доля была размыта. Затем ее купил предприниматель Алишер Усманов в интересах самого «Газпрома». В декабре 2002 г. принадлежавшие «Стройтрансгазу» газпромовские акции были возвращены концерну. Сейчас компания контролируется знакомым Путина, совладельцем «Новатэка» и бывшим совладельцем нефтетрейдера Gunvor Геннадием Тимченко.