Реклама партий стала социальной

ФАС и ЦИК договорились о размещении на биллбордах политической рекламы и предвыборной агитации. Чиновники сочли, что информация, не содержащая признаков предвыборной агитации, может висеть на улицах в любое время на условиях социальной рекламы. Воспользоваться этой возможностью сможет прежде всего "Единая Россия", считают наблюдатели.
Е.Стецко

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Центральная избирательная комиссия окончательно договорились по вопросу о размещении на биллбордах политической рекламы и предвыборной агитации в период предвыборной кампании. Чиновники также решили, что информация о политических партиях и избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, может висеть на улицах в любое время на условиях социальной рекламы. Такая позиция изложена в протоколе совещания руководителей двух ведомств от 6 августа, опубликованном ФАС.

Спор о рекламе тянется с июня, когда ФАС выступила с заявлением о неправомерности размещения рекламы политических партий на биллбордах. По мнению антимонопольной службы, политическая реклама не подпадает под определение, данное в законе "О рекламе". Поэтому, согласно закону, рекламные конструкции должны использоваться только в целях распространения рекламы.

Официальный старт выборам будет дан в первых числах сентября. Но многие партии заранее начали украшать улицы биллбордами. Но после разъяснения ФАС городские власти предприняли меры. С улиц исчезла реклама "Другой России", а депутат Александр Лебедев не мог разместить на биллбордах даже рекламу собственной книги "Диагноз".

Но за политическую рекламу заступился Центризбирком. В итоге ФАС пошла на попятную. Совершенно очевидно, что воспользоваться открывшейся возможностью сможет прежде всего "Единая Россия", констатирует генеральный директор ЦПКР Михаил Виноградов. Партия власти к выборам разворачивает большое количество рекламных проектов, которые номинально не являются предвыборными. На этом могла бы попытаться сыграть "Справедливая Россия", но у нее нет такого опыта.

В то же время, предупреждает Виноградов, подобная ситуация серьезно повышает возможности административного произвола, поскольку местные власти получают возможность решать: что является социальной рекламой, а что – агитацией. "Предвыборная агитация" – очень широкое понятие, соглашается политолог Дмитрий Орешкин. А в условиях, когда в законе не все ясно, все решает усмотрение местного начальства. И в этом смысле, преимущество за "Единой Россией", заключает политолог. "Над Ленинским проспектом вчера наблюдал перетяжку, которая прославляет депутатов Артура Чилингарова и Сергея Груздева – покорителей Севера. Вроде бы и не реклама "Единой России", но близко", – рассказывает Орешкин.