Читайте также
Взгляд из камеры. Как компьютерное зрение могло бы изменить городскую среду
Максим Ликсутов: «Мы не занимаемся слежкой, наша цель – комфорт пассажиров»
«В бизнесе побеждает не спринтер». Гуляем по Москве с сооснователем Hoff Михаилом Кучментом

Большая кольцевая линия метро: что дадут 10 новых станций

Город в ожидании одного из самых мощных прорывов в истории московского метро
Пресс-служба Мэрии

До конца 2021 г. будет достроена ровно половина Большой кольцевой линии (БКЛ): на осень и зиму запланировано открытие участка от станции «Терехово» до «Каховской». БКЛ охватит всю западную часть города в пределах серой линии метро – от «Савеловской» до «Севастопольской». Как выразился мэр Москвы Сергей Собянин, город ждет один из самых мощных прорывов в истории московского метро – появление сразу 10 новых станций.

Планируемая протяженность БКЛ – 70 км. Сейчас мировой лидер – вторая кольцевая метро Пекина – 57 км. БКЛ будет выполнять хордовые связки: наиболее вероятным представляется сценарий поездок на четверть кольца, но не через весь город. В начале сентября уже прошел технический пуск участка от станции «Давыдково» до «Проспекта Вернадского» – его планируется открыть до ноября, сразу вслед за ним придет черед участка до «Каховской». Появление новых станций – шаг к разгрузке Балаклавского проспекта, ул. Обручева, Аминьевского и Рублевского шоссе. Жители прилегающих кварталов с высокой долей вероятности пересядут на метро.

«Участок БКЛ, который планируется открыть до конца 2021 г., проходит через районы застройки высокой плотности, они заселялись в 1960-е гг. и сами по себе превратились в центры притяжения. Главный эффект, который даст БКЛ здесь, – разгрузка старой Кольцевой линии метрополитена и близлежащих дорог», – отмечает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко. Есть и другие преимущества: БКЛ соединит Савеловский и Рижский вокзалы, а пересадочный узел на станции «Новаторская» упростит путь в центр города для жителей ТиНАО и, соответственно, может разгрузить Киевское и Калужское шоссе.

Для ускорения строительства БКЛ в бюджете Москвы на 2021 г. дополнительно выделено 55 млрд руб. Деньги должны быть потрачены на работу над участком от «Каширской» до «Нижегородской», говорила глава департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова в ходе обсуждения столичного бюджета в мае этого года. Соответственно, до конца года, по данным Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы, планируется закончить юго-западный участок БКЛ, а в 2022 г. доработать южный и юго-восточный участки и, таким образом, полностью замкнуть БКЛ.

В некоторых точках БКЛ практически повторяет контур Московского центрального кольца (МЦК). Например, около «Москва-сити» и на станции «Нижегородская». При этом БКЛ спланирована как зеркало МЦК, они образуют на карте своего рода восьмерку: БКЛ с уклоном на юг, а МЦК – на север. Как отмечает архитектор Илья Заливухин, создание таких точек пересечения сразу нескольких линий оправданно – в перспективе там могут появиться крупные транспортные хабы, которые помогут по-настоящему разгрузить столичные автодороги.

«Чем больше людей будет жить в радиусе 800 м от метро, тем быстрее мы сможем прийти к полному отказу от авто. Можно сравнить это с мастер-планом развития Токио, где высотные здания с офисами строятся около пересадочных узлов и людям там не нужны машины. В Москве я вижу три потенциальные точки: около Рижского вокзала, «Шелепиха» и станция «Нижегородская», а также район «Карачарово», – объясняет архитектор.

По прогнозам опрошенных «Городом» экспертов-урбанистов, москвичи должны привыкнуть к БКЛ в течение 2–5 лет. Сейчас жители московской агломерации предпочитают договариваться о встречах в центре (внутри Кольцевой), с вводом БКЛ появится альтернатива – встреча на ее контуре. В 2024–2026 гг. стартует вторая волна программы реновации, которая всерьез изменит облик районов пятиэтажной застройки – Зюзина, Черемушек, Проспекта Вернадского. И к тому моменту эти районы будут восприниматься не только как спальные, но и как самостоятельные точки притяжения.

Строительный рынок Москвы динамично реагирует на наличие или отсутствие метро, поэтому БКЛ повлечет за собой строительный бум, появление новых офисов в отдалении от центра. Стоимость недвижимости вблизи новых станций будет расти, особенно с учетом ужесточения требований к использованию автомобиля в столице (рост стоимости платных парковок, отмена бесплатного проезда по выделенным полосам по воскресеньям). «Чем ближе к узлам мы живем, тем меньше должна быть норма парковочных мест на единицу жилья. Открытие БКЛ – важный шаг в зонировании города по плотности и типологии застройки», – добавляет Заливухин.

Другого мнения придерживается урбанист Аркадий Гершман. «Расположение новых станций БКЛ не так важно – гораздо важнее пересадки, – говорит эксперт. – Новое кольцо разгрузит Кольцевую линию и станции в центре города. Кроме того, в будущем планируется нанизывать на БКЛ новые линии метро – например, Коммунарскую, которую протянут из новой Москвы. Планируется присоединить к БКЛ новые радиальные линии: Рублево-Архангельскую – на станции «Народное ополчение», Троицкую – на «Новаторской», Бирюлевскую – на «Кленовом бульваре».

По мнению Гершмана, качество пересадок на Московском метрополитене существенно снизилось по сравнению с 1950-ми гг. Новые станции должны сокращать время поездки, но из-за лабиринтов из тоннелей и лестниц этого не происходит. Эксперт приводит в пример станцию «Динамо»: пересадка с БКЛ занимает столько же времени, сколько прогулка по улице. «То, что сейчас строят, – это просто дорогая игрушка, которую делают еще по советским наработкам. При должном проектировании можно было бы обойтись МЦК, чтобы станции не дублировались», – считает Гершман. По его словам, по-настоящему нужный Москве проект – это строительство станций Калининско-Солнцевской (желтой) линии в центре города, которое откладывается уже много лет подряд. В планах развития московского метро до 2027 г. соединение концов желтой линии не предусмотрено.

Самое популярное
Наш город
Москвичей предупредили о перекрытии движения на внешней стороне МКАД
Ночью с 18 на 19 апреля автомобилистам будет недоступен участок от Минского до Новорязанского шоссе
Горожане
Никола Мельников: «Если есть мурашки, значит это работает»
Гуляем по Москве с пианистом и композитором
Свободное время
Куда пойти в выходные 20-21 апреля
Только интересные события в Москве
Наш город
Ждем грозу: южный циклон принесет в Москву опасную погоду
Городские службы переведены в режим повышенной готовности
Наш город
В топ-100 лучших ресторанов России вошли 36 московских заведений
Заммэра Наталья Сергунина рассказала о вручении всероссийской премии столичным рестораторам
Наш город
Горящая пора: авиапатрулирование в столичном регионе стартует 1 мая
За пожарной безопасностью лесов в Москве будут следить 10 воздушных судов
Культурный город / Интервью
Юрий Чурсин: «Засиживаться на одном месте я не могу»
Звезда театра и кино рассказал о новых премьерах и о том, как ему удается совмещать роли актера и режиссера
Культурный город
Что покажут на Московском международном кинофестивале
Французский ужастик о вампирах и документальное кино о «брюслимании»
Наш город
Собянин: в Москве благоустроят свыше 2500 общественных пространств
В столице преобразят парки, скверы, дворы и, конечно, улицы
Свободное время
От спектакля до мастер-классов: где провести «Библионочь» в Москве
Организаторы подготовили около 1000 мероприятий во всех округах столицы
Наш город
Транспорт без пробок: какие изменения ждут велосипедистов Москвы в этом сезоне
Всего для проката будет доступно порядка 11 000 устройств
Наш город
Как московские ярмарки стали центром притяжения горожан и туристов
В 2023 г. их посетителями были более 6 млн человек, а предприниматели продали 11 642 т продукции
Горожане
Собянин отметил рост популярности товаров под брендом «Сделано в Москве»
За I квартал 2024 года участники проекта заработали дополнительно 78 млн рублей
Горожане
Шашлык в один клик: в Москве появится сервис онлайн-бронирования мест для пикников
Улуга позволит пользоваться беседкой и мангалом в течение четырех часов
Наш город / Интервью
Денис Гончарук: «Ребрендинг должен нравиться клиентам, а не руководству»
Основатель и руководитель креативной студии МОХ – об эволюции бизнеса и трудностях позиционирования