Гуриев: У России кончатся деньги, если нефть не подорожает, а санкции не снимут
undefined"Некоторые компании, включая "Роснефть", говорят о том, что рейтинги не имеют значения, поскольку введенные против страны санкции уже закрыли возможности для заимствований. Это правда, что правительство РФ и компании отрезаны от финансовых рынков, однако потеря страной инвестиционного рейтинга также повышает и стоимость уже имеющегося долга", - говорится в статье.
Понижение рейтингов Российской Федерации до "мусорного" уровня агентством Standard & Poor's имеет политическое, а также символическое значение, которое, возможно, важнее экономического, говорится в статье профессора экономики Парижской школы политических наук Sciences Po и бывшего ректора Российской экономической школы (РЭШ) Сергея Гуриева, опубликованной газетой Financial Times.
"Россия фактически вернулась на 10 лет назад", - говорится в тексте.
Россия получила инвестиционные рейтинги от "тройки" крупнейших мировых агентств - Fitch, S&P и Moody's - в 2005 г. и смогла сохранить их даже в 2008 г., когда стоимость нефти упала втрое - ниже уровня в $40 за баррель, и в 2009 г., когда ВВП России упал на 8%. Помещая рейтинг России в категорию "мусорных", S&P дает четкий сигнал о том, что России предстоит гораздо более опасный кризис, чем в 2008-2009 гг., отмечает Гуриев.
"Есть много причин, чтобы разделять пессимизм рейтинговых агентств. Во-первых, стоимость нефти упала с уровня в $100 за баррель (на котором строится российский бюджет) - ниже $50 за баррель. Во-вторых, санкции, введенные против России, закрыли возможности для заимствований. В-третьих, валютные резервы России на начало 2014 г. были ниже, чем в 2008 г., и в прошлом году она потратила значительный их объем. Высока вероятность того, что Россия останется без денег к концу 2016 г., если цены на нефть не вырастут и санкции не будут сняты", - полагает автор.
В заключение, государство стало еще более коррумпированным, что сокращает эффективность экономики и ее стабильность, отмечает Гуриев. "Если сложить вместе эти факторы, то консенсус-прогноз, предполагающий снижение ВВП на 5% в 2015 г., покажется слишком оптимистичным. Что еще важнее, рецессия, вероятно, продолжится и в 2016, и в 2017 г.", - пишет он.
Согласно данным ЦБ , совокупный внешний долг российского правительства, банков и компаний составляет $600 млрд. "С учетом того, что за снижением суверенного рейтинга последует ухудшение корпоративных рейтингов, стоимость обслуживания некоторых долговых обязательств возрастет, а некоторые придется погашать раньше срока", - отмечает Гуриев.
"Оптимисты отметят, что Россия уже погасила значительную часть долга. Год назад его объем составлял $730 млрд. Однако с другой стороны, учитывая падение реальной стоимости рубля более чем на 40%, нынешний объем долга составляет 50% ВВП, тогда как годом ранее равнялся лишь 35% ВВП", - пишет он.
"Президент Владимир Путин любит сравнивать "стабильность" 2000-х с хаосом 1990-х. Теперь, с возвращением России к "мусорному" рейтингу, символизирующему ускоренный откат к этому десятилетию, этот краеугольный камень его легитимности внутри страны исчез. Инфляция снова двузначная, реальные доходы падают, а отток капитала в 2014 г. превысил $150 млрд.
Изменит ли это уравнение российской внешней политики? Возможно, что нет. Другой ключевой элемент официальной российской пропаганды - это что страна должна защищать свои ценности несмотря на экономические последствия. Путин не может заявить россиянам, что санкции вынудили его уйти с востока Украины. Это было бы не просто крайне унизительным, он тем самым расписался бы в некомпетентности, в том, что начал войну, в которой очевидно не имел шанса на победу.
Вот почему власти России предпочитают повышать ставки - фактически беря в заложники простых украинцев, они хотят убедить Европу, что России нечего терять. Ужесточение санкций приведет к дальнейшей эскалации и кровопролитию со стороны поддержанных Россией боевиков - как во время ракетной атаки на Мариуполь. Москва надеется, что Европа со временем согласится на "умиротворение" и снимет санкции. Тогда экономические лишения России ослабнут, а Путин явится победителем, по крайней мере, на телеэкранах. Вопрос в том, спасет ли такая политика жизни людей: опыт XX века в этом отношении отрицательный", - пишет экономист.