Дж.Стиглиц: Нездоровый интерес к динамике ВВП привел к кризису

Нобелевские лауреаты Джозеф Стиглиц и Амартиа Сен в своем исследовании по заказу президента Франции Саркози выяснили, почему экономисты проморгали мировую рецессию.
sxc.hu
sxc.hu

Одной из возможных причин Великой рецессии стали инструменты измерения, на которые привыкли полагаться экономисты, пишет сегодня New York Times. Так много рабочих мест испарилось в один момент, и так много накоплений были стерты, что, по всей видимости, использованные для замеров экономические индикаторы были просто неадекватными, пишут в своем исследовании нобелевские лауреаты Джозеф Стиглиц и Амартиа Сен.

Исследование было заказано в прошлом году французским президентом Николя Саркози. Его неудовлетворенность существующими инструментами оценки экономики вынудили его создать комиссию по измерению экономического состояния и социального прогресса. Завершенное исследование экономистов Саркози планирует привезти с собой на саммит "двадцатки".

В соответствии с документом, для оценки экономического состояния нужно больше сосредотачиваться на уровне жизни каждого человека. Ошибочно полагать, что сконцентрированность на экономическом росте ведет к улучшению благосостояния отдельных людей. «Если мерять не то, что нужно, то и работать будешь не над тем, что нужно», - заявил во вторник Джозеф Стиглиц.

По словам экономиста, последние годы мир с нездоровым интересом следил за ростом ВВП, то есть за количеством товаров и услуг, которое производит экономика. Поглощенность этим единственным индикатором заставила проглядеть другие важные факторы – такие как социальную цену безработицы и воздействие на здоровье нации загрязнения окружающей среды. Банкам было разрешено выдавать невероятные суммы денег, подслащивая сегодняшний день в залог завтрашнего, тем самым готовя площадку для самого серьезного кризиса с 1930-х годов.

По оценкам аналитиков, экономика США снова растет: эксперты предполагают, что с июля по сентябрь экономический рост составит 3% в годовом исчислении. Как чисто технический показатель рецессия уже закончилась. Тем временем реальность такова, что уровень безработицы остается на отметке 9,7%, и грозит подняться выше.

Раньше кредиты стимулировали потребление, а потребление переводилось в более быстрый экономический рост. В теории все хорошо, и казалось, что это может длиться долго. «Мы смотрели на ВВП как на показатель, доказывавший, как хорошо все идет, но этот показатель не мог ответить на вопрос – насколько долго может продержаться этот рост. Так что то, что начиналось как оценка состояния рынка переросло в способ оценивать социальную характеристику, что в корне неверно», - заявил Стиглиц.

Вместо того, чтобы концентрироваться на товарах и услугах, которые производит экономика, властям стоит сфокусироваться на материальном благосостоянии людей, на оценке их доходов и потребления одновременно с состоянием их здоровья и их образовательным уровнем.