С 1 апреля порог беспошлинного ввоза товаров вернется к уровню 200 евро

Необходимость в антикризисных мерах отпала, а львиная доля международных отправлений и так укладывается в эту стоимость
Считается, что снижение порога беспошлинной торговли не повлияет на граждан, поскольку серьезной разницы в ценах на маркетплейсах и в торговых сетях ввиду насыщения рынка товарами нет
Считается, что снижение порога беспошлинной торговли не повлияет на граждан, поскольку серьезной разницы в ценах на маркетплейсах и в торговых сетях ввиду насыщения рынка товарами нет / Евгений Разумный / Ведомости

1 апреля истекает срок действия решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК; кроме РФ входят Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) о повышении порога беспошлинного ввоза товаров для личного пользования с 200 до 1000 евро. Чтобы нынешний порог в 1000 евро был сохранен, требуется новое решение Совета ЕЭК, которое согласовывается на уровне руководства всех государств. Но, по словам двух источников «Ведомостей», близких к Совету ЕЭК, до сих пор подготовка новых документов так и не началась. Таким образом, можно сделать вывод, что с 1 апреля автоматически произойдет возврат к прежнему порогу пошлин в 200 евро, говорят собеседники «Ведомостей».

Евразийский союз потребителей, по словам его сопредседателя Петра Шелища (также является председателем Союза потребителей России. – «Ведомости»), обращался в ЕЭК с просьбой сохранить действующий порог в 1000 евро: «Нам ответили, что ни одна страна – член ЕАЭС такое предложение не вносила». «Судя по тому, что действие повышенного порога истекает 1 апреля и до сих пор никакой информации о продлении меры нет, можно предполагать, что с высокой долей вероятности решение о непролонгации принято», – рассуждает старший научный сотрудник ИМЭиФ ВАВТ Дмитрий Кузнецов.

До 2019 г. порог беспошлинного ввоза товаров составлял 1000 евро, затем норму несколько раз снижали, и с января 2020 г. она составляла 200 евро. Но в апреле 2022 г. Евразийская экономическая комиссия временно вернула порог к уровню 1000 евро, этот период несколько раз продлевался, последний раз – до 1 апреля 2024 г. Повышенный лимит беспошлинного ввоза изначально установлен в отношении ввоза физическими лицами товаров для личного пользования (продуктов питания, алкогольных напитков, одежды, обуви, лекарств), напоминает проректор по научной работе Финансового университета при правительстве России Светлана Солянникова. Это была временная мера для предотвращения их дефицита или резкого роста потребительских цен в связи с введением санкционных ограничений. Теперь логистические трудности, которых опасались в 2022 г., в значительной степени преодолены, отмечает она.

Дискуссия о том, каким должен быть порог беспошлинного ввоза, ведется уже не первый месяц. Комитет Госдумы по конкурентной политике (им руководит справоросс Валерий Гартунг) направлял в Минэкономразвития письмо, в котором предлагал сохранить беспошлинный потолок на уровне в 1000 евро: снижение порога может привести к сокращению объемов трансграничной торговли и повышению цен, отмечали в комитете (см. «Ведомости» от 20 марта). Но Минфин ранее сообщал «Яндекс маркету», Ozon и логистическому сервису Cdek.Shopping, что не поддерживает сохранение потолка беспошлинного ввоза товаров для личного пользования на текущем уровне (см. «Ведомости» от 20 февраля). Маркетплейсы были в первую очередь заинтересованы в сохранении повышенного порога.

«Повышенный порог мог использоваться в том числе и для злоупотреблений профессиональными продавцами, в результате могли страдать качество и безопасность приобретаемых товаров и/или их постпродажного обслуживания. Снижение порога позволит вернуть эти потоки в «цивилизованное» русло, – говорит Кузнецов. – Мера была своевременна и позволила не допустить избыточного роста цен, но к настоящему моменту перестройка во многом завершена, многие потребительские товары удалось заместить поставками из нейтральных стран или российскими аналогами. Косвенно на это указывает и крайне малая доля отправлений, которых коснется снижение беспошлинного порога».

Львиная доля международных почтовых отправлений (сюда входит, например, «Озон», «Алиэкспресс») – это посылки до 200 евро, говорит Кузнецов. По словам одного из близких к Совету ЕЭК источников «Ведомостей», таких посылок около 98% (абсолютные цифры он не привел). «Это означает, что подавляющее большинство покупателей мера по возвращению беспошлинного порога на уровень 200 евро не коснется, – подчеркнул собеседник. – Да, существуют также экспресс-почта и перевозчики – это более сложные и, как правило, более дорогостоящие отправления. Но их всего 2%».

За прошедшее время сформировались новые логистические цепочки поставки товаров из других стран, в том числе в рамках параллельного импорта, а российские компании в легкой промышленности и сельском хозяйстве активно развиваются, замещая ушедших с нашего рынка зарубежных производителей, отмечает Солянникова. Долгосрочное сохранение порога не в интересах стратегического развития российской промышленности, отмечает собеседник, близкий к Совету ЕЭК: «Сохраняя меру, мы выводим ощутимую часть деловой активности за рубеж, стимулируем экономику других стран. В условиях поставленной президентом задачи по обеспечению технологического суверенитета это недопустимо».

Шелищ полагает, что выгоду от снижения порога беспошлинного взноса получат торговые сети, но в регионах, где их работа не развита, получаемые зарубежные товары могут стать менее доступны. Доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Ольга Дмитриева возражает: «Граждане, конечно, будут обеспечены». За два года, пока действовал более высокий порог, рынок уже перенасытился импортными товарами, отмечает она: «Кроме того, появились отечественные производители, которые вполне конкурентоспособны импортным производителям. Теперь есть выбор отечественных товаров, которые будут вполне удовлетворять потребности потребителей».

В масштабах всего рынка розничной торговли трансграничная электронная торговля занимает несущественную долю, отмечает источник, близкий к Совету ЕЭК. В 2023 г. оборот электронной коммерции в России составил 6,4 трлн руб., писал РБК со ссылкой на данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и «Сбера». При этом объем локального рынка вырос более чем на 28% и достиг 6,2 трлн руб., а сегмент трансграничной торговли – на 11,3% до 197 млрд руб. В итоге доля трансграничной торговли в общем объеме рынка снизилась до 3% с 4% год назад.

«Ведомости» направили запрос в пресс-службу ЕЭК и в правительство РФ.