Фондовые рынки пережили худший квартал с 2008 года

Но некоторые инвесторы полагают, что забрезжил луч надежды
Richard Drew / AP

Завершающийся квартал станет для многих фондовых рынков худшим с конца 2008 г., когда разразился мировой финансовый кризис. Остановка экономики в разных странах из-за пандемии коронавируса и кризис ликвидности, возникший в результате одновременного падения многих рынков, спровоцировали рекордный по скорости обвал котировок.

Беспрецедентные меры центробанков по поддержке рынков и быстро принятые правительствами программы помощи экономике помогли несколько стабилизировать ситуацию. А в последний день квартала инвесторов порадовала статистика из Китая. «Фондовые рынки стабилизировались, отреагировав на мощные стимулы со стороны центробанков и правительств», – сказал The Wall Street Journal Лии Хардман, аналитик MUFG Bank в Лондоне. ФРС США сейчас монетизирует огромные объемы долга с помощью ряда программ, реализуемых совместно с министерством финансов, и программы эти бессрочные, отмечает Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. «Ликвидность была определяющим фактором для бычьего рынка, длившегося с 2009 г., и возобновление доступа к ней обеспечило восстановление рынка, который был катастрофически перепродан неделю назад», – написал он.

Некоторые инвесторы даже начали задумываться о покупках сильно подешевевших акций.

Катастрофический квартал

По данным Refinitiv на 30 марта, за день до завершения квартала общемировой фондовый индекс MSCI AC World снизился за период с начала года на 21,27%. В IV квартале 2008 г. он падал на 22,77%.

Для панъевропейского индекса Stoxx Europe 600 квартал оказался еще более катастрофическим – худшим более чем за 17 лет. Британский FTSE 100 потерял 25%, что стало самым плохим результатом с 1987 г.

А для австралийского S&P/ASX 200 квартальное падение более чем на 24% стало худшим в истории.

Развивающиеся рынки тоже сильно пострадали: MSCI Emerging Markets потерял 25,4%, индекс Мосбиржи – 20,1%, РТС – 38,1%.

Индекс S&P 500 к закрытию понедельника снизился на 19%. Масштабы рыночных движений в этом квартале стали рекордными. Американскому фондовому рынку потребовалось всего 16 торговых дней, чтобы упасть на 20% и уйти на «медвежью» территорию. Такого не было даже во время начала Великой депрессии: во время обвала рынка в 1929 г. это произошло за 44 дня, отметил Питер Оппенгеймер, главный стратег по фондовым рынкам Goldman Sachs.

С дна, достигнутого в ходе торгов 23 марта, индекс Dow Jones за последующие три дня взлетел почти на 21%, формально завершив медвежий тренд и перейдя в бычий. Этот скачок стал самым стремительным трехдневным ростом для Dow Jones с 1931 г. А 24 марта индекс показал максимальный рост с 1933 г. – на 11,4%.

Признаки восстановления

Рынки стабилизировались в последние дни, а 31 марта котировки поддержала статистика из Китая, показавшая, что экономика там восстанавливается после спада в начале года, вызванного карантином. Индекс менеджеров по закупкам (PMI) составил в марте 52 пункта, подскочив с рекордно низких 36 пунктов в феврале (значение выше 50 пунктов означает рост деловой активности, ниже – сокращение). «В Китае появились признаки того, что экономика, похоже, начала восстанавливаться. Это показывает, что то же самое может произойти и в других ведущих экономиках, если удержать вирус под контролем», – считает Хардман.

Пока рано радоваться, предостерегает Джулиан Эванс-Притчард, старший экономист по Китаю Capital Economics: «Новые данные не означают, что выпуск вернулся к трендовым значениям, наблюдавшимся до эпидемии. Они лишь дают основания предполагать, что экономическая активность немного восстановилась по сравнению с плохими февральскими показателями».

Многие крупные экономики мира скатываются в рецессию во II квартале, это усиливает негативные факторы для китайского экспорта, подрывая спрос на него, указывает Софи Альтерматт, экономист Julius Baer. Китайский индекс PMI в сфере экспортных заказов составил в марте 46,4 после падения в феврале ниже 29 пунктов. «Из-за слабого внешнего спроса и потенциального нарушения цепочек поставок мы не ожидаем быстрой нормализации китайской экономики», – отметила Альтерматт.

Время для покупок?

Но худшее для рынков позади, считают некоторые аналитики, уже можно выбирать объекты для покупок. «Учитывая то, что вынужденные закрытия позиций закончились, предоставлена беспрецедентная денежная и фискальная поддержка, а премия за риск по акциям весьма высока, мы придерживаемся той точки зрения, что худшее для рынков завершилось и нынешние уровни являются точками для покупок на горизонте в 6–12 месяцев, – пишут в отчете рыночный стратег Morgan Stanley Майк Уилсон и его коллеги. – Мы не говорим, что рынок отсюда пойдет прямиком вверх, вероятно, после ралли на прошлой неделе будет откат. Однако наш базовый сценарий заключается в том, что для большинства акций дно на этом медвежьем рынке достигнуто».

Лучшей возможности, чтобы вложиться в развивающиеся рынки, может не представиться еще целых 15 лет, считает Чарльз Робертсон, главный экономист «Ренессанс капитала». Валюты развивающихся стран, за исключением Китая, наиболее недооценены с 1998–1999 гг., когда Азия была в кризисе, Россия допустила дефолт и был нарушен режим привязки валютного курса в Бразилии, указывает он.

Главным фактором в деле стимулирования экономик будет способность выпускать долговые обязательства, и страны с низкой доходностью облигаций находятся в более выгодном положении, полагает коллега Робертсона Дэниел Солтер, глава стратегического анализа рынков акций. «У развитых рынков с этим не будет проблем (при очень низких доходностях), за ними следуют развивающиеся рынки Азии и Центральной Европы, – пишет он в отчете. – Россия, по нашему мнению, не должна пострадать, учитывая накопленные резервы и корректировку рубля. Казахстан имеет огромные накопленные резервы (свыше 30% от ВВП)».