«Борюсь с комплексом недостаточно образованного человека». Главное из философского интервью Грефа

Руководителю крупнейшего банка исполнилось 55 лет, он дал интервью ТАСС о смысле жизни
Председатель правления Сбербанка Герман Греф/ Евгений Разумный / Ведомости

Руководителю Сбербанка, крупнейшего российского банка, Герману Грефу исполнилось 55 лет. В день его юбилея государственное агентство ТАСС опубликовало большое интервью с ним, которое в основном посвящено не бизнесу Сбербанка, а взглядам Грефа на жизнь.

О различии в мышлении с Кудриным

«Я ярко выраженный экстраверт. У меня стремительная реакция, я быстро соображаю и столь же скоро принимаю решения. Но рядом нужны и те, кто никуда не торопится, долго обдумывает и взвешивает каждый шаг или слово. Так достигается гармония», – сказал Греф. На вопрос о том, взял ли бы он руководителя Счетной палаты Алексея Кудрина на работу, он ответил, что, безусловно, да. «Алексей примерно раза в два дольше меня «въезжает» в ситуацию, но если «въехал», то уже на всю оставшуюся жизнь. И он видит огромное количество деталей, мне недоступных. Это не хуже и не лучше, это другое. И мы с ним идеальны для команды, несмотря на разность», – подчеркнул Греф.

О проблемах образования в России

По мнению Грефа, российской системе образования не удается готовить человеческий капитал того качества и теми темпами, которых требует время. «Человеческий капитал нельзя быстро перестроить, и именно здесь у нас начал образовываться большой гэп, разрыв. Между российской и западной системой высшего образования пролегает пропасть», – отметил руководитель Сбербанка. В школьном образовании у России гигантского отставания нет, но если ничего не предпринимать в этой сфере, то и в ней страна быстро потеряет позиции.

Что касается университетского образования, то положение дел значительно хуже, добавил Греф. Он напомнил, что скоро завершается утвержденный Владимиром Путиным проект «5-100», по которому пять российских вузов должны были войти в сотню лучших вузов трех авторитетных мировых рейтингов. Однако по итогам 2018 г. только МГУ смог зацепиться за 95-ю строчку рейтинга QS World University Rankings. «Я вхожу в совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России и вижу, что в большинстве своем они собой представляют. Многим соискателям я задавал вопрос: «Вот вы решили сейчас попасть в сотню лучших вузов планеты, при этом возглавляете университет уже много-много лет. Что мешало поставить такую цель раньше и попытаться ее решить? Каким волшебным образом он прыгнет за год на сотни строчек вверх?» Меня умиляет стандартный ответ: «Задача не стояла входить в топ-100». Очаровательно, правда?» – говорит Греф.

О дефиците личных знаний

«У меня действительно много пробелов в знаниях, по мере сил стараюсь их заполнять, но чем глубже познаю проблему, тем сильнее кажется, что понимаю в ней еще меньше… Без кокетства могу признаться, что всю жизнь борюсь с комплексом недостаточно образованного человека».

О нежелании одалживать деньги

По словам Грефа, он давно не одалживает деньги и в первую очередь – друзьям, чтобы не портить с ними отношения. «Раньше, случалось, давал в долг, несколько раз в буквальном смысле делился последним, а мне потом не возвращали взятое и продолжали общаться как ни в чем не бывало. <...> Регулярно помогаю людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, но никогда не жду, что эти деньги потом мне вернут», – рассказал президент Сбербанка.

О личной и корпоративной благотворительности

Греф совместно с несколькими партнерами помогает «Хорошколе» – частной гимназии в Москве, учредителем которой является его супруга Яна. У Сбербанка на попечении находится свыше 160 детдомов, добавил Греф. Он отметил, что ездит туда не только с семьей, но и с коллегами. Для членов правления Сбербанка установлен нижний порог благотворительных пожертвований: «Больше – можно, меньше – нельзя». По словам Грефа, банк принципиально не помогает профессиональному спорту, а по итогам долгих обсуждений в сфере благотворительности были определены три приоритета: дети, включая образование, культура, а также пожилые люди и инвалиды, например участники военных конфликтов без государственных льгот.

Об уникальной системе оценки сотрудников в Сбербанке

Недавно Сбербанк запустил новую платформу для оценки качества работы сотрудников. «Платформа очень интересная и показывает хорошие результаты, вряд ли встретите где-нибудь еще нечто подобное», – отметил Греф. По его словам, руководство видит информацию о каждом сотруднике и на основании ее ежеквартально выставляет им оценки по системе эффективности «5+». Эта система, рассказал президент Сбербанка, предполагает различные пять уровней: A, B, C, D и E. Если человек получил С, значит, его работа соответствует требованиям, он успешно выполнил бизнес-план. Тот, кто заработал оценку В, превосходит ожидания. Тот же, кто получил А, совершил подвиг. Если же человек в течение полугода оценивается на D – это повод для увольнения, подчеркнул Греф.

О скором разрушении миропорядка

«Человечество накопило слишком много негатива и начинает последовательно разрушать то, куда шло последние полвека. Не верю, будто подобный фокус останется без последствий. К сожалению, мы с этим столкнемся, нас ждет разрушение существующего миропорядка. Будет весьма болезненно».

О возможном отключении России от SWIFT

Возможное отключение России от системы SWIFT Греф назвал «старой страшилкой». Россия в настоящее время гораздо лучше защищена от таких действий, говорит он. «Дело даже не в SWIFT. Любой банк в первую очередь – это звено в глобальной транзакционной цепочке, и потеря места в ней критична. Исключение из международной системы расчетов лишает возможности выполнять основной функционал», – отметил он. По его словам, внутри России сейчас построена альтернатива, тогда как раньше были бы сложности с Visa и Mastercard. Сейчас же, добавил он, пострадают трансграничные транзакции – это 5% клиентов, остальные работают через внутреннюю систему.

О своих страхах

«В человеческом смысле страшит риск потери жизни и здоровья близкими и мною. На второе место поставил бы страх лишиться свободы. В любых ее проявлениях. Это ключевая ценность. В условиях несвободы неизбежно возникнет вопрос: а зачем тогда нужна жизнь?»

О книгах

По словам Грефа, в месяц он прочитывает три-четыре книги. «Сказать по совести, я не слишком разборчив в литературных пристрастиях, процесс чтения нравится сам по себе, оттого порой трачу время на «сомнительную» литературу», – констатировал он, добавив, что это проблема всех людей с «комплексом недообразованности». Из прочитанного в последнее время ему понравились монография Джона Уитмора «Внутренняя сила лидера», а также книга «Четвертая мировая война» Андрея Курпатова (она посвящена искусственному интеллекту), которую сам автор подарил ему недавно.

О прошлых увлечениях

По словам Грефа, он рано – в 16 лет – получил права и теперь редко садится за руль: «Не тянет, переболел, остыл». Такое в жизни случается часто, говорит он: меняются вкусы, пристрастия, интересы. В пример он привел охоту, к которой охладел лет 15 назад. По его словам, раньше он «любил оружие, был охотником, что называется, до потери пульса, а сейчас – как отрезало». «Даже представить не могу, что буду стрелять в зверей. На птицу еще охочусь, а вот на животное рука уже не поднимается», – отметил Греф. Сейчас он предпочитает «охотиться» с фотоаппаратом.

О смысле жизни

«Ничего нового не придумаю… На эту тему есть много теорий. С одной стороны, великие философы утверждали, что смысл жизни в состоянии покоя. Есть и другое мнение: счастья или гармонии невозможно достичь, если стремишься к этому. Причина большинства несчастий состоит в том, что мы рисуем себе виртуальный образ, который в реальности не существует. Оцениваем жизнь по идеальной картинке, в результате получаем глубокое разочарование. Совершенства добиться нельзя, надо с этим смириться и работать над собой. Сам факт существования конкретного человека в конкретный момент времени – уже счастье. Необходимо ловить миг. <...> Гонка за чем-то внешним пагубна изначально. Это большое зло. Человеку навязывают некий стандарт, пример для подражания: машина, квартира, дача… Как бы нужно соответствовать, но постоянно находится новая материальная цель, к которой следует стремиться. Остановиться трудно. Бесконечная погоня за горизонтом, где финал предсказуем. <...> Пытаюсь во всем искать поводы для радости, а не для страданий. Как-то и с гармонией становится полегче».