ЦБ может запретить банкам, в отношении которых введен мораторий, удовлетворять неденежные требования

Сейчас действие моратория распространяется только на денежные выплаты
Действие моратория следует распространить не только на денежные требования, но и на неденежные
Действие моратория следует распространить не только на денежные требования, но и на неденежные / Евгений Разумный / Ведомости

Действие моратория, который ЦБ вводит в отношении пошатнувшихся банков, следует распространить не только на денежные требования, но и на неденежные, чтобы ограничить возможность вывода активов недобросовестными банкирами, заявил председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. Идея сейчас обсуждается с ЦБ, поправки будут сформулированы позже, уточнил он. Проблемные банки могут выводить активы не только путем денежных выплат, но и передавая иное имущество, не дожидаясь конкурсного производства, сообщил «Ведомостям» зампред ЦБ Василий Поздышев: «Поэтому регулятор предлагает распространить мораторий также на неденежные требования».

Условия моратория сейчас определяет закон о банкротстве. Согласно ему действие моратория распространяется только на денежные обязательства банков, которые возникли до момента назначения в банк временной администрации.

«Скорее всего, под действие новых поправок прежде всего подпадут операции по передаче имущества и ценных бумаг по сделкам, заключенным до введения моратория, срок исполнения обязательств по которым наступит уже в период моратория», – полагает партнер «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов. Сейчас на эти требования мораторий не действует, указывает он. Под мораторий сейчас также не подпадают денежные и неденежные требования «дочек» банков, если это прямо не указано в документе ЦБ, который определяет параметры установленного моратория, отмечает Олег Вьюгин, занимавший должность зампреда ЦБ в 2002–2004 гг.

У банка есть кредитор, который требует денег, а банк отдает вместо них неденежный актив, описывает Вьюгин типичную схему вывода таких активов. «Неденежные активы легко могут утекать из банка, есть масса способов», – говорит бывший сотрудник надзорного блока ЦБ. «Например, такие активы могут продавать, могут закладывать по ссудам, а долги не возвращать – таким образом активы (например, здания, земельные участки) отходят их новому владельцу», – рассказывает собеседник «Ведомостей».

Кто под мораторием

Регулятор не часто вводит мораторий на удовлетворение требований кредиторов и, как правило, после его истечения отзывает у банка лицензию. Так, ЦБ вводил моратории в семи банках – Нота-банке, Внешпромбанке, Первом чешско-российском банке, «БФГ-кредите», а также в Татфондбанке, Интехбанке и «Пересвете». Лицензии не лишился лишь последний – на прошлой неделе первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин сообщил, что регулятор близок к соглашению с кредиторами «Пересвета» о конвертации и объявлению плана спасения банка.

Часто ЦБ вводит мораторий одновременно с назначением временной администрации в банк, но это происходит уже тогда, когда состояние банка признается неудовлетворительным, констатирует он. «Мораторий на неденежные выплаты будет полезен, если ЦБ будет вводить ограничительные меры до того, как банк оказывается на грани падения. Если мораторий будет вводиться совместно с введением временной администрации, как это происходило во всех последних случаях, то расширение моратория на неденежные требования не даст существенного эффекта», – говорит аналитик S&P Анастасия Турдыева. Как правило, на момент введения временной администрации у банка остается не так много активов, реализация которых может покрыть обязательства перед кредиторами банка, отмечает она.

О необходимости останавливать работу проблемных банков в один день еще в сентябре прошлого года говорил зампред ЦБ Михаил Сухов (покинул Банк России в октябре 2016 г.). Тогда он отмечал, что регулятор может ввести мораторий только через семь дней после возникновения неплатежеспособности банка, что позволяет выводить активы и создает дополнительные трудности с ликвидностью при санировании. Введение моратория на денежные требования одновременно с назначением временной администрации практически согласовано, заверил Аксаков.

Объем неденежных обязательств у банков достаточно существенный, поэтому с точки зрения контроля над такими активами введение моратория на неденежные обязательства – полезная инициатива, считает Вьюгин.

Представитель АСВ не ответил на вопросы «Ведомостей».