Европейское банковское управление (EBA) опубликует правила управления проблемными ссудами

EBA предлагает создать плохой банк еврозоны, Германия против
ЕЦБ заставляет банки, у которых много плохих кредитов, держать больше капитала, но это в итоге тормозит экономику, поскольку у банков остается меньше средств для выдачи новых ссуд
ЕЦБ заставляет банки, у которых много плохих кредитов, держать больше капитала, но это в итоге тормозит экономику, поскольку у банков остается меньше средств для выдачи новых ссуд / Tony Gentile / Reuters

На балансах банков еврозоны скопились проблемные ссуды на 1,06 трлн евро. Это 5,4% их совокупного кредитного портфеля. К проблемным кредитам ЕЦБ относит такие, по которым заемщики не платят три месяца и более. ЕЦБ заставляет банки, у которых много плохих кредитов, держать больше капитала, но это в итоге тормозит экономику, поскольку у банков остается меньше средств для выдачи новых ссуд.

В конце января председатель EBA Андреа Энриа заявил, что проблема требует срочного решения, и предложил создать плохой банк еврозоны, который будет покупать просроченные кредиты. Он должен финансироваться на бюджетные средства и покупать кредиты «по их экономической стоимости», которая будет устанавливаться в ходе due diligence. Предполагается, что плохой банк может купить до четверти просроченных кредитов у банков еврозоны.

У EBA нет полномочий учредить такую структуру самостоятельно, пишет FT, для этого понадобится одобрение властей ЕС и стран еврозоны. Предложение о создании плохого банка поддерживает председатель Европейского стабилизационного механизма Клаус Реглинг: «Какая-то поддержка государственного сектора в этом вопросе потребуется».

Но план EBA не нравится Германии, у банков которой доля просроченных кредитов ниже, чем в среднем в еврозоне (см. график). «Непонятно, какова будет добавочная стоимость европейского плохого банка», – на условиях анонимности сказал Reuters источник в немецком правительстве, добавив, что проблема плохих кредитов «актуальна только для некоторых стран».

Более четверти всех плохих кредитов еврозоны сосредоточено в итальянских банках – 276 млрд евро. У греческих и кипрских банков просроченные кредиты превышают 40% портфеля. Низкий процент плохих кредитов у британских, скандинавских и прибалтийских банков, а также немецких – 2,6%.

Ирландия и Испания, пережившие после 2008 г. масштабный банковский кризис, спасали свои банковские системы на деньги налогоплательщиков. После этого ЕС запретил оказывать государственную помощь банкам, прежде чем часть убытков возьмут на себя держатели облигаций банков.

Италия с декабря готовится к национализации банка Monte Paschi (третьего по активам в стране). Дыру в его капитале – 8,8 млрд евро – отчасти закроет правительство, отчасти держатели субординированных облигаций. А UBI Banca согласился за символический евро купить три региональных банка – Banca Marche, Banca Etruria и CariChieti, которые правительству пришлось спасать от банкротства в ноябре 2015 г.

Банки США с 2008 г. нарастили большое конкурентное преимущество по сравнению с европейскими и могут купить некоторых из них, сказал Bloomberg основатель хедж-фонда Algebris Investments Давид Серра. По его мнению, сделки могут быть уже в 2018 г., если выборы во Франции, Германии и Нидерландах дестабилизируют политическую ситуацию в Европе. Серра ожидает, что участником слияния может стать крупнейший итальянский банк UniCredit, в декабре сообщивший о плане провести допэмиссию, чтобы привлечь в капитал 13 млрд евро.

ЕЦБ заставляет банки, у которых много плохих кредитов, держать больше капитала, но это в итоге тормозит экономику, поскольку у банков остается меньше средств для выдачи новых ссуд