Сотрудников ЦБ и АСВ освободят от ответственности за принятые решения
Это защитит их мотивированные суждения и поможет в спорах с банкирамиСотрудники АСВ могут получить защиту от судебного преследования за решения, которые они принимали при исполнении служебных обязанностей, – такие предложения Минфин внес в проект поправок в закон о страховании вкладов. Осенью аналогичные поправки Минфин предложил в закон о ЦБ: его служащие (перечень утверждает совет директоров регулятора) не могут быть привлечены к ответственности за принятые решения, в том числе после прекращения их полномочий. Они лишаются иммунитета, лишь если суд установит их виновность в злоупотреблении должностными полномочиями, их превышение либо факт коррупционного преступления. Аналогичные условия предлагаются и для АСВ, перечень сотрудников также установит совет директоров госкорпорации.
Среди сотрудников ЦБ иммунитетом наделены председатель, его заместители, члены совета директоров, главные аудитор и бухгалтер, директора и начальники департаментов, генеральный инспектор, статс-секретарь, руководители секретариата, аппарата ЦБ и пресс-службы. Не получится преследовать в суде и начальников главных управлений, их заместителей и управляющих отделениями. Для сотрудников АСВ списка пока нет.
Поправки соответствуют основополагающим принципам надзора Базельского комитета, говорится в уведомлении о начале разработки проекта. Они должны гарантировать защиту служащих от ответственности за непреднамеренные ошибки при принятии решений, оградить их от необоснованных преследований и способствовать беспрепятственной деятельности. Предполагается, что поправки вступят в силу в декабре.
«Сотрудники АСВ, как и ЦБ, принимают решения в рамках процедур по банкротству и ликвидации банков, и ряд лиц, например, из числа собственников рухнувших банков могут посчитать их неверными, – объясняет замминистра финансов, член совета директоров АСВ Алексей Моисеев. – Ряд сделок агентство может признать недействительными и развернуть.
Кто-то может счесть неправильным решение о продаже кредитов по цене ниже номинала или что активы реализовывались не так». В вопросах же санации АСВ скорее почтальон, говорит он: оно вносит предложения, а решения принимает ЦБ.
Поправки обсуждались еще до того, как был внесен законопроект о переходе АСВ под контроль ЦБ, отмечает Моисеев. В конце прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому заниматься санациями будет управляющая компания, подконтрольная ЦБ, а АСВ в этом процессе участвовать не будет. Кроме того, ЦБ получит контроль над АСВ – большинство в совете директоров агентства.
Решения ЦБ нередко вызывают недовольство банкиров и других участников рынка. Служащие ЦБ принимают решения о применении к поднадзорным различных мер воздействия: выдают предписание о доначислении резервов, ограничивают прием вкладов, требуют заменить активы и др. Принимают они и более радикальные решения – например, об ограничении или отзыве лицензии, о финансовом оздоровлении.
ЦБ в надзоре использует мотивированное суждение, которое может идти вразрез с пониманием того или иного участника рынка, говорит партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный: «Например, такой участник может пожаловаться в прокуратуру, которая является органом общего надзора, т. е. следит за соблюдением абсолютно всех законов, в том числе в банковской сфере. Возможно, законопроект имеет целью вывести ЦБ из-под прокурорского надзора».
Полной защиты регуляторам поправки не дают. Они, например, не страхуют их от повторения истории начала 2000-х, когда Генпрокуратура обвинила замначальника ГУ ЦБ по Москве Александра Алексеева в превышении должностных полномочий при выделении стабилизационного кредита банку «СБС-агро». Руководители ЦБ, включая председателя Виктора Геращенко, уверяли, что Алексеев исполнял решение совета директоров ЦБ, суд несколько раз пересматривал решение, но в итоге Алексеев был признан виновным. Про этот случай вспомнил и партнер «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов: «В случае уголовного преследования эти поправки не защитят служащих ЦБ и АСВ. А гражданско-правовые иски не имеют смысла, поскольку все значимые решения принимаются Банком России и все имущественные последствия могут возникать для регулятора, а не для его сотрудников».
Представитель АСВ от комментариев отказался, представитель ЦБ лишь сообщил, что регулятор участвовал в разработке поправок.