Минфин и ЦБ определились со статусом индивидуального пенсионного капитала

Ведомства классифицируют его как накопления, поскольку их инвестирование строже регулируется
Министр финансов Антон Силуанов/ Е. Разумный / Ведомости

Минфин и ЦБ, похоже, определились с тем, как поступят с квазидобровольными накоплениями, которые должны, по их мысли, дополнить существующую систему, – индивидуальным пенсионным капиталом (ИПК). Изначально не был понятен статус этих пенсионных средств – чиновники не уточняли, как именно будет регулироваться их инвестирование: как пенсионные накопления или как резервы.

ИПК «будет являться [пенсионными] накоплениями», заявили в Минфине: «все регулирование для накоплений и гарантирование останется». «Предполагается, что <...> за основу будет взято регулирование, установленное для пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию (ОПС)», – подтвердили в ЦБ. «ИПК – это стандартизированный пенсионный план негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), который при этом будет включать в себя все преимущества ОПС», – рассказал представитель министерства.

В сентябре прошлого года Минфин и ЦБ представили новую систему, которая предполагает вместо обязательных взносов работодателя добровольные взносы работника с возможным соплатежом работодателя и участием бюджета. Граждане к системе ИПК будут подключены автоматически (с этим спорит социальный блок правительства), по умолчанию взнос установят в 0%. В течение переходного периода работник может сам определить размер взноса, этот размер не ограничен. У тех, кто этого не сделает, взнос начнет повышаться на 1 п. п. в год, пока не достигнет 6%. «Идея была в том, чтобы придумать замену ОПС. Если бы не социальный блок, который всегда против накопиловки, то можно было бы сказать, что это просто новый источник финансирования накопительной части пенсии», – говорит гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.

В отчете Минфина о реализации «целей и задач» ведомства на 2016 г., опубликованном 28 декабря 2016 г., ИПК «рассматривается как пенсионный продукт в системе НПО». Однако в интервью газете «Известия» замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что ИПК – «это модернизированное ОПС со всеми вытекающими отсюда последствиями». «Очень важно, чтобы эти средства оставались накоплениями, поскольку они регулируются намного лучше, чем резервы», – отметил чиновник. Согласно закону о негосударственных пенсионных фондах (НПФ) формируемые участником системы НПО средства классифицируются как пенсионные резервы, застрахованным лицом в рамках ОПС – как пенсионные накопления.

«Пенсионные накопления предполагают более ограниченный инструмент для инвестиций: к примеру, на них пенсионные фонды не имеют право напрямую покупать недвижимость и закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ)», – указывает Околеснов. Резервы могут частично инвестироваться самими частными пенсионными фондами, накопления же – только с помощью управляющих компаний, отмечает он. Также пенсионные накопления могут инвестироваться лишь в акции высшего котировального списка, тогда как резервы не имеют такого ограничения. Моисеев указал, что одним из пунктов, почему накопления регулируются лучше, чем резервы, является тот факт, что для первых «существует система гарантирования».

К этому готовы и в пенсионных фондах. «Мы предполагаем, что допуск НПФ к работе с ИПК, скорее всего, будет осуществляться по такому же принципу, как допуск к ОПС, т. е. пенсионные фонды должны будут отвечать требованиям системы гарантирования средств пенсионных накоплений», – говорит заместитель гендиректора «ВТБ пенсионный фонд» Александр Львов. «Если средства в рамках ИПК будут застрахованы в системе гарантирования, то они будут относиться к пенсионным накоплениям, а не к резервам», – добавляет исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев. «Кроме того, такой формат избавляет сами НПФ от необходимости получать дополнительные лицензии – фонды смогут продолжить работу в новой системе на основе существующих лицензий ОПС», – считает президент отраслевой саморегулируемой организации (СРО) Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов.

«Природа индивидуального пенсионного капитала скорее ближе к пенсионным накоплениям: из фонда оплаты труда изымаются деньги, которые направляются на будущие пенсии. Хотя они и изымаются не в обязательном, а в квазидобровольном порядке», – считает Околеснов. «Если разрабатываемый Минфином и ЦБ механизм будет обеспечивать приток средств в систему пенсионного страхования, то мы, конечно, поддерживаем его. Но это вопрос не только концепции, но и того, как она будет реализована», – заявил президент другой отраслевой СРО, Ассоциации негосударственных пенсионных фондов, Сергей Беляков.