«Тинькофф банк» покупает приложение «В кармане»
Банк ждет, что за счет сервиса для хранения документов клиенты чаще будут пользоваться его услугами«Тинькофф банк» покупает приложение для хранения документов в смартфоне «В кармане», рассказал «Ведомостям» представитель банка. Приложение позволяет автоматически заполнять поля на сайтах, где требуется вводить паспортные данные, номер СНИЛС и т. д.
Сумму сделки стороны не раскрывают, однако источники, близкие к обеим сторонам, говорят, что она составляет десятки миллионов рублей, но не более $1 млн.
«Тинькофф банк» планирует доработать приложение и интегрировать его в финансовый супермаркет Tinkoff.ru. До момента покупки «В кармане» сотрудничала с «Тинькофф банком» (приложение «штрафы ГИБДД»), среди партнеров сервиса «Альфастрахование» и «Ренессанс страхование», а также «Яндекс».
Представитель банка заявил, что не будет закрывать приложение для партнеров.
«Мы интегрировали приложение весной 2016 г.», – говорит представитель «Яндекса». Приложение работает с «Яндекс.Штрафами» и позволяет пользователю сократить количество шагов при выборе номера водительского удостоверения и страхового свидетельства для оплаты штрафа ГИБДД, поясняет он. Заполнить поля могут только те пользователи, у которых установлено и приложение «В кармане», и приложение «Яндекс.Штрафы», продолжает он.
Ненужные данные
Все документы хранятся на смартфоне и защищены алгоритмом шифрования AES 256, а для доступа к устройству, как правило, нужен пароль или отпечаток пальца, поэтому риски кражи данных минимальные, говорит Пахандрин. «Хакеров обычно не интересуют персональные данные как таковые, никто не взламывает алгоритмы шифрования, они охотятся за деньгами, поэтому проблема безопасности персональных данных раздута», – считает гендиректор Digital Security Илья Медведовский. По его словам, сами разработчики редко заказывают независимые проверки безопасности своих продуктов, банки же, внедряя тот или иной продукт, как правило, их делают, поскольку если уязвимость есть, то она автоматически станет уязвимостью банка.
В «Тинькофф банке» рассчитывают, что интеграция сервиса «В кармане» приведет к тому, что пользователи будут совершать больше транзакций через платформу Tinkoff.ru: все документы будут под рукой и им не придется откладывать ту или иную транзакцию.
Банк покупает только сам проект, команда сосредоточится на собственных разработках, говорит основатель «В кармане» Сергей Пахандрин. По его словам, у его команды была задача создать продукт, привлечь к нему как можно больше клиентов и продать его крупному игроку. Приложение помогает создать маркетплейс, продолжает он, например, если загрузить в приложение водительское удостоверение, то оно автоматически начинает проверять, выписаны ли штрафы, соответственно, оно хорошо интегрируется в сервисы по оплате штрафов, такая же ситуация с налогами.
«Мы относительно быстро договорились с «Тинькофф банком», думаю, это было за счет того, что мы до этого уже сотрудничали с ним, кроме того, наше приложение легко встраивается в IT-системы банка, – говорит владелец «В кармане» Дмитрий Масленников. – У нас было адекватное понимание своей цены и места на рынке, и я более чем позитивен по поводу этой сделки».
Инвестдиректор LIfe.Sreda Игорь Песин предполагает, что цена сделки была значительно ниже $1 млн, учитывая конъюнктуру рынка и политику «Тинькофф банка», редко покупающего стартапы. Скорее всего, считает он, у основателей было два варианта: либо закрывать проект, либо продавать его на невыгодных условиях. Сейчас очень многие хотят хранить документы в электронном виде и избегать рутины при заполнении документов или покупке билетов, это очень модно, особенно в свете появления технологии блокчейн, рассказывает Песин. Однако нужен единый рыночный стандарт, указывает он, поскольку это будет плохо работать, если каждый банк станет создавать свою технологию, несовместимую с другими. «Приложения, подобные «В кармане», сами по себе неприбыльны, но банки могут помочь монетизировать такие продукты», – заключил Песин.
«В кармане» не единственный проект в своем роде на российском рынке. Например, у Сбербанка есть приложение «Кошелек», позволяющее хранить документы и скидочные карты. Представитель госбанка на запрос не ответил.
«В кармане» установили 700 000 раз, у приложения 150 000 активных пользователей ежемесячно, говорит представитель «Тинькофф банка» и ждет, что за счет синергетического эффекта аудитория приложения может вырасти до 10 млн пользователей.