АСВ предлагает Центробанку поделить полномочия в санации
Регулятор создаст фонд и вольет средства, а агентство учредит УК и будет им управлять
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) приготовило ответ на законопроект Центробанка, согласно которому он берет целиком на себя оздоровление банков. АСВ хотело бы сохранить за собой роль санатора – но в ином виде. Это следует из документа («Ведомости» с ним ознакомились, его содержание подтвердил федеральный чиновник, участвующий в обсуждении), подготовленного АСВ к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова, которое должно пройти на этой неделе с участием представителей АСВ, Минфина, ЦБ и Минэкономразвития. Тема встречи – тот самый законопроект ЦБ.
Суть его в том, что санациями фактически будет заниматься сам ЦБ, а АСВ от этого процесса отстраняется («Ведомости» с законопроектом также ознакомились). Регулятор создаст подконтрольный фонд и управляющую компанию, которая, получив акции санируемых банков, будет создавать паевые инвестиционные фонды, а паи продаст Центробанку. Если фонд приобретет не менее 50% в капитале санируемого банка, полномочия правления перейдут к УК. Завершив санацию, фонд будет продавать банки, в том числе в убыток.
Прямое вложение в уставный капитал единовременно создаст значительные убытки. АСВ считает, что на каждый рубль, вложенный в капитал санируемого банка, ЦБ при его продаже будет терять 20–40 коп., говорится в документе. Иначе регулятору придется долго управлять этим банком, развивать его и постоянно докапитализировать, что нарушит принцип независимости при принятии решений. Возникает и конфликт интересов, полагает агентство: нарушается принцип независимости при принятии решения о санации банка. ЦБ будет в одном лице совмещать функции регулятора, органа банковского надзора и санатора, это в корне нарушает мировую практику, полагает АСВ. Кроме того, ЦБ фактически создаст госбанк на базе банков, требующих дополнительных вложений в развитие, сейчас этим при санации занимаются частные инвесторы.
Мировая практика
Позиция АСВ не сильно отличается от мнения профильных министерств. Их единодушное отношение к законопроекту можно описать так: ни единого шанса на компромисс с ЦБ, говорил на прошлой неделе «Ведомостям» чиновник, участвующий в обсуждении поправок, – у всех есть серьезные замечания. Минфин беспокоится, отмечал человек, близкий к аппарату Шувалова: если законопроект будет принят в нынешнем виде, фонд будет капитализироваться за счет прибыли ЦБ, а значит, ее недополучит бюджет. В 2015 г. ЦБ направил в бюджет чуть более 101 млрд руб., а на санации выдал более 398 млрд руб. (см. график). «Можно сказать, что прибыли ЦБ бюджет не увидит», – говорит чиновник.
А в Минэкономразвития полагают, что фонд будет фактически повторять функции АСВ: «Зачем тратить деньги, если это, по сути, тот же вид, только сбоку?» – пересказывал позицию министерства собеседник «Ведомостей».
АСВ предлагает скорректировать предложенный ЦБ вариант: разделить полномочия. Регулятор создаст фонд и будет выступать его финансовым донором, а агентство учредит управляющую компанию. Фонд может быть создан без образования юридического лица и стать собственностью ЦБ, однако тогда регулятор будет титульным собственником акций санируемых банков, а это затруднит не зависимое от регулятора управление санируемыми банками. Кроме того, по некоторым обязательствам таких банков ЦБ будет нести субсидиарную ответственность. Если же фонд будет создан как юридическое лицо и будет собственником его имущества, то все функции управления станет выполнять управляющая компания, а у фонда не будет никаких работников. Этот вариант устраняет все недостатки, резюмирует АСВ.
У управляющей компании будет наблюдательный совет, во многом похожий на тот, что есть сейчас у АСВ, предлагает агентство: представители ЦБ (большинство), АСВ и Минфина. Это позволит избежать риска конфликта интересов, полагает госкорпорация. У АСВ есть кадровая и технологичная база, накопленный опыт в санациях.
Кроме того, считает АСВ, возможно финансирование фонда не только за счет средств ЦБ, но и за счет взносов банков – как регулярных и не привязанных к конкретной ситуации, так и собираемых после конкретной санации. Такова практика в ЕС: фонд регулирования несостоятельности финансируется из календарных взносов финансовых организаций, экстраординарных сборов постфактум и заимствований на рынке, указывает АСВ.
Передачу активов и обязательств рухнувших банков АСВ предлагает проводить и вовсе по старому порядку, т. е. оставить этот процесс в его собственном ведении. Оставить без изменений агентство предлагает и процедуры, которые оно проводит вместе с ЦБ, – финансовый анализ, подготовку плана участия, исполнение функций временной администрации. В мире есть и другие практики, констатирует агентство (см. врез). Если хотя бы отчасти будет разбита в вопросе санаций будущая монополия ЦБ, будет хорошо, говорит один из участников обсуждения законопроекта: «Предложения АСВ здравые, хотя и идут вразрез с позицией ЦБ». АСВ стремится сохранить позиции, хотя с точки зрения управления процессом нельзя сказать, что предлагается ровно то же, что есть сейчас, говорит чиновник, участвующий в обсуждении.
Представитель ЦБ вчера по существу на вопросы «Ведомостей» не ответил, заявив, что регулятор неоднократно представлял свою позицию в публичных выступлениях и в комментариях и что на данный момент она не изменилась.
В АСВ на запрос «Ведомостей» не ответили.
