АСВ предлагает Центробанку поделить полномочия в санации
Регулятор создаст фонд и вольет средства, а агентство учредит УК и будет им управлятьАгентство по страхованию вкладов (АСВ) приготовило ответ на законопроект Центробанка, согласно которому он берет целиком на себя оздоровление банков. АСВ хотело бы сохранить за собой роль санатора – но в ином виде. Это следует из документа («Ведомости» с ним ознакомились, его содержание подтвердил федеральный чиновник, участвующий в обсуждении), подготовленного АСВ к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова, которое должно пройти на этой неделе с участием представителей АСВ, Минфина, ЦБ и Минэкономразвития. Тема встречи – тот самый законопроект ЦБ.
Суть его в том, что санациями фактически будет заниматься сам ЦБ, а АСВ от этого процесса отстраняется («Ведомости» с законопроектом также ознакомились). Регулятор создаст подконтрольный фонд и управляющую компанию, которая, получив акции санируемых банков, будет создавать паевые инвестиционные фонды, а паи продаст Центробанку. Если фонд приобретет не менее 50% в капитале санируемого банка, полномочия правления перейдут к УК. Завершив санацию, фонд будет продавать банки, в том числе в убыток.
Прямое вложение в уставный капитал единовременно создаст значительные убытки. АСВ считает, что на каждый рубль, вложенный в капитал санируемого банка, ЦБ при его продаже будет терять 20–40 коп., говорится в документе. Иначе регулятору придется долго управлять этим банком, развивать его и постоянно докапитализировать, что нарушит принцип независимости при принятии решений. Возникает и конфликт интересов, полагает агентство: нарушается принцип независимости при принятии решения о санации банка. ЦБ будет в одном лице совмещать функции регулятора, органа банковского надзора и санатора, это в корне нарушает мировую практику, полагает АСВ. Кроме того, ЦБ фактически создаст госбанк на базе банков, требующих дополнительных вложений в развитие, сейчас этим при санации занимаются частные инвесторы.
Мировая практика
В практике американской Корпорации по страхованию вкладов в большинстве случае предлагается передача застрахованных обязательств, тогда недостаток работающих активов можно компенсировать из фонда обязательного страхования вкладов, пишет АСВ. Можно, считает агентство, ввести страхование юридических лиц на 1,4 млн руб., это позволит избежать цепных реакций банкротств. Иногда можно было бы передавать все обязательства и активы, а недостаток покрывать за счет bail-in (уменьшения обязательств).
Позиция АСВ не сильно отличается от мнения профильных министерств. Их единодушное отношение к законопроекту можно описать так: ни единого шанса на компромисс с ЦБ, говорил на прошлой неделе «Ведомостям» чиновник, участвующий в обсуждении поправок, – у всех есть серьезные замечания. Минфин беспокоится, отмечал человек, близкий к аппарату Шувалова: если законопроект будет принят в нынешнем виде, фонд будет капитализироваться за счет прибыли ЦБ, а значит, ее недополучит бюджет. В 2015 г. ЦБ направил в бюджет чуть более 101 млрд руб., а на санации выдал более 398 млрд руб. (см. график). «Можно сказать, что прибыли ЦБ бюджет не увидит», – говорит чиновник.
А в Минэкономразвития полагают, что фонд будет фактически повторять функции АСВ: «Зачем тратить деньги, если это, по сути, тот же вид, только сбоку?» – пересказывал позицию министерства собеседник «Ведомостей».
АСВ предлагает скорректировать предложенный ЦБ вариант: разделить полномочия. Регулятор создаст фонд и будет выступать его финансовым донором, а агентство учредит управляющую компанию. Фонд может быть создан без образования юридического лица и стать собственностью ЦБ, однако тогда регулятор будет титульным собственником акций санируемых банков, а это затруднит не зависимое от регулятора управление санируемыми банками. Кроме того, по некоторым обязательствам таких банков ЦБ будет нести субсидиарную ответственность. Если же фонд будет создан как юридическое лицо и будет собственником его имущества, то все функции управления станет выполнять управляющая компания, а у фонда не будет никаких работников. Этот вариант устраняет все недостатки, резюмирует АСВ.
У управляющей компании будет наблюдательный совет, во многом похожий на тот, что есть сейчас у АСВ, предлагает агентство: представители ЦБ (большинство), АСВ и Минфина. Это позволит избежать риска конфликта интересов, полагает госкорпорация. У АСВ есть кадровая и технологичная база, накопленный опыт в санациях.
Кроме того, считает АСВ, возможно финансирование фонда не только за счет средств ЦБ, но и за счет взносов банков – как регулярных и не привязанных к конкретной ситуации, так и собираемых после конкретной санации. Такова практика в ЕС: фонд регулирования несостоятельности финансируется из календарных взносов финансовых организаций, экстраординарных сборов постфактум и заимствований на рынке, указывает АСВ.
Передачу активов и обязательств рухнувших банков АСВ предлагает проводить и вовсе по старому порядку, т. е. оставить этот процесс в его собственном ведении. Оставить без изменений агентство предлагает и процедуры, которые оно проводит вместе с ЦБ, – финансовый анализ, подготовку плана участия, исполнение функций временной администрации. В мире есть и другие практики, констатирует агентство (см. врез). Если хотя бы отчасти будет разбита в вопросе санаций будущая монополия ЦБ, будет хорошо, говорит один из участников обсуждения законопроекта: «Предложения АСВ здравые, хотя и идут вразрез с позицией ЦБ». АСВ стремится сохранить позиции, хотя с точки зрения управления процессом нельзя сказать, что предлагается ровно то же, что есть сейчас, говорит чиновник, участвующий в обсуждении.
Представитель ЦБ вчера по существу на вопросы «Ведомостей» не ответил, заявив, что регулятор неоднократно представлял свою позицию в публичных выступлениях и в комментариях и что на данный момент она не изменилась.
В АСВ на запрос «Ведомостей» не ответили.