Банки усложняют структуру акционеров, чтобы было легче их кредитовать

С 2017 года Центробанк вводит ограничивающий норматив на подобные сделки
Банки стараются усложнить структуру акционеров, чтобы замаскировать выданные им кредиты
Банки стараются усложнить структуру акционеров, чтобы замаскировать выданные им кредиты / А. Астахова / Ведомости

Примерно четверть российских банков может столкнуться с трудностями при выполнении нового обязательного норматива Н25, ограничивающего кредитование связанных сторон 20% капитала. К такому выводу пришли аналитики S&P, исследовав отчетность по МСФО 30 крупнейших частных банков. Они учли предложенные ЦБ льготы по соблюдению норматива.

Новый норматив – максимальный размер риска на связанное с банком лицо или группу лиц – должен был вступить в силу с 2016 г., однако банки просили регулятора перенести сроки. ЦБ отсрочил нововведение до 1 января 2017 г., пообещав, что далее откладывать его не будет. В обмен ЦБ предложил банкам на первоначальном этапе послабления при выполнении норматива. Льготный режим продлится до 2019 г.: в течение двух лет банки смогут рассчитывать риски с 50%-ным дисконтом для ряда компаний. В их перечень входят стратегические предприятия, организации ОПК, а также компании, у которых есть рейтинг не ниже уровня В. Под льготы подпадут также сделки, обеспеченные поручительствами и гарантиями перечисленных компаний, и кредиты юрлицам, которые добросовестно уплачивают налоги. Не подпадающее под эти критерии финансирование собственников банков придется взвешивать в полном объеме.

В прошлом году, когда речь еще не шла о послаблениях, агентство оценивало, что с нормативом скорее всего не справится треть банков. Если бы не льготы, доля бы не изменилась – без их учета в 30% российских банков кредитование связанных сторон составляет более 30% капитала, подсчитали в S&P.

«Несмотря на меры, принимаемые ЦБ по укреплению рыночной дисциплины, в 2013–2016 гг. объем кредитования компаний, находящихся под общим контролем группы, существенно не изменился», – говорит аналитик S&P Виктор Никольский. Некоторые отклонения были связаны, например, с использованием сложных структур собственности, которые позволяют не отражать некоторые операции, такие как операции со связанными сторонами, а также с увеличением капитала (особенно капитала второго уровня), объясняет он.

В некоторых банках действительно большие риски на связанные стороны, но далеко не факт, что они будут нарушать норматив, полагает аналитик Fitch Александр Данилов. Банки могут пытаться занижать объем связанного кредитования, например используя промежуточные компании, формально не связанные с банком, или фидуциарные схемы с другими банками, перечисляет он. На практике довольно трудно доказать аффилированность заемщика с банком, если последний пытается такую связь скрыть, – тем самым банки могут соблюдать норматив по форме, но не по сути, заключает он. Чтобы риски действительно снижались, помимо самих нормативов очень важно совершенствовать качество надзора, резюмирует он.