Страховщики могут не платить по ОСАГО без предъявления поврежденной машины

Такой порядок урегулирования убытков вступил в силу с 4 июля, напомнил ЦБ
Страховщики могут не платить по ОСАГО без предъявления поврежденной машины/ А. Гордеев/ Ведомости

С 4 июля страховщики могут отказать в урегулировании убытка по ОСАГО, если клиент не предоставил поврежденную машину на осмотр, такие поправки в закон вступили в силу с 4 июля, напомнил Центробанк.

Страховщик имеет право вернуть автовладельцу заявление о выплате без рассмотрения, оставляя ему право на повторное обращение, следует из закона. Еще одно нововведение - запрет на самостоятельное проведение автовладельцем независимой технической экспертизы, ее результаты теперь не будут учитываться при расчете суммы выплаты.

Поправки были спешно приняты Госдумой в середине июня. ЦБ неоднократно подчеркивал, что они, среди прочих мер, помогут навести порядок на рынке ОСАГО. Страховщики больше года жалуются на работу автоюристов, которые «выводят миллиарды со страхового рынка», предлагая автомобилистам помощь в получении выплат по ОСАГО. В 2015 г. они отсудили у страховщиков около 10 млрд руб., оценивал Российский союз автостраховщиков (РСА). С 2016 г. ЦБ впервые начал собирать со страховщиков статистику судебных выплат. По итогам I квартала четверть выплат по ОСАГО пришлась на суды – 8,7 млрд руб., следует из данных ЦБ.

Вступившие в силу меры нужны для борьбы с мошенничеством, объясняет председатель комитета по противодействию страховому мошенничеству Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов. Автоюристы, часто перекупающие права требования у пострадавших прямо на месте ДТП, присылают страховщику документы об убытке по почте, обычно к этому времени машина уже отремонтирована и определить, относятся ли описываемые повреждения к конкретному ДТП, просто невозможно, говорит он. Осмотр позволит частично преодолеть проблему автоюристов, потому что компании смогут убедиться хотя бы в реальности повреждений автомобиля, согласен представитель «Альфастрахования».

Иногда автоюристы ставят различные препоны для урегулирования убытка, жалуется также директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников: например, предлагают приехать на осмотр машины за 300 км от офиса урегулирования страховщика. «Некоторые страховщики просто сразу не приезжают, потому что дорого», - рассказывает он, добавляя, что его компания неоднократно сталкивалась со случаями, когда на самом деле на месте встречи машины не оказывалось. В итоге суд все равно предъявляет страховщику, что он не воспользовался своим правом на осмотр, не произвел выплату в положенные сроки, за что взыскивает неустойки, говорит Печников, все это многократно увеличивает выплаты страховщиков по ОСАГО. Поправки в закон, по его мнению, ограничат возможности автоюристов для манипуляций и ударят по их доходам.

Меры должны снизить убыточность ОСАГО, оценивает Печников. Сейчас автоюристы вносят до 50% в убыточность страховщиков по ОСАГО. Но все проблемы осмотром и экспертизой не решить, признает он, указывая, что, «например, невозможно исключить сговора сотрудников страховщиков с такими юристами, что часто происходит».

Нововведения абсурдные, уверен президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников, так как позволят страховщикам безгранично манипулировать результатами экспертизы автомобиля и занижать выплаты. «Нужно построить систему как в Германии, при которой автовладелец может показать машину любому независимому эксперту, которому он доверяет. А тот посчитает ущерб по единой методике», - считает он. В итоге люди все равно сделают независимую экспертизу и обратятся в суд, чтобы получить полную компенсацию, полагает Тюрников. Страховщиков беспокоят высокие судебные издержки, но при этом они сами создают дополнительные основания для их роста, недоумевает он.