«Тинькофф банк» выплатит компенсацию вкладчикам, которым по своему усмотрению понизил ставку в 2015 году

Решение банк принял после судебного разбирательства с ФАС
«Тинькофф банк» после спора с ФАС выплатит компенсацию вкладчикам, которым понизил ставку по вкладам
«Тинькофф банк» после спора с ФАС выплатит компенсацию вкладчикам, которым понизил ставку по вкладам / А. Махонин / Ведомости

«Тинькофф банк» отменил решение о снижении процентной ставки по пополнениям по вкладам, принятое в одностороннем порядке, следует из сообщения банка. Ставка была снижена с 1 июля 2015 г., это касалось пополнений по договорам дорогих вкладов, заключенных с конца декабря 2014 г. по апрель 2015 г., когда банки резко повысили доходность вкладов после скачка ключевой ставки до 17%.

Клиент «Тинькофф банка», которому тот понизил ставку, рассказал «Ведомостям», что банк обещал перечислить средства в течение двух дней: «Конечно, приятно получить [компенсацию]». Однако он сомневается, что банк пошел на это добровольно.

Не первая компенсация

10 млн руб. – столько получили вкладчики по итогам рассмотрения подобных дел в 2009 г., в том числе комиссии за закрытие вкладов, которые изначально в договорах отсутствовали, вспомнил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров

Решению банка предшествовало разбирательство с ФАС. В октябре 2015 г. комиссия ФАС признала, что «Тинькофф банк» нарушил закон о защите конкуренции, поскольку если бы клиенты знали о предстоящем снижении ставки, то могли бы разместить деньги в других банках. ФАС вынесла банку предписание выплатить клиентам недополученный доход, однако банк его не исполнил и в марте был оштрафован на 300 000 руб. Параллельно шло разбирательство в арбитражном суде по иску «Тинькофф банка», в котором тот требовал признать незаконным решение и предписание антимонопольной службы, но в итоге 1 июня суд вынес решение в пользу ФАС.

«Мы не согласны с этим решением и могли бы обжаловать его дальше, однако мы решили урегулировать эту ситуацию сейчас», – приводятся в сообщении банка слова предправления Оливера Хьюза. После декабря 2014 г. банк принял «непростое решение снизить ставку на пополнения дорогих вкладов», указывает Хьюз и объясняет, что банк пошел на этот шаг, «чтобы защитить капитал и доход банка в период волатильности, высоких ставок на вклады и падающих доходов в банковском секторе». По его словам, сейчас «Тинькофф банк» показал сильные финансовые результаты в I квартале и «поддерживает высокий уровень капитала и ликвидности, что позволяет развивать бизнес и расти дальше».

В I квартале 2015 г. «Тинькофф банк» получил убыток на 200 млн руб., а фондирование подорожало с 10,1 до 13,3%, при этом ставка по вкладам в начале года доходила до 18% годовых. Его прибыль по итогам I квартала 2016 г. достигла 1,9 млрд руб.

Финансовые обстоятельства

«В решении, о котором говорят чуть ли не как о благотворительности, ничего не говорится о компенсациях за задержку выплаты процентов в полном объеме, очевидно, что часть вкладчиков, закрывших за это время счета по разным причинам, не обратятся за получением доплаты. Но, мягко говоря, неоднозначной представляется предельная откровенность <...> Оливера Хьюза, который заявил, что банк решил не платить проценты, поскольку были проблемы с деньгами, а теперь, когда деньги появились, долг возвращается клиентам. Ссылка на финансовые обстоятельства как основную причину нарушения может еще больше насторожить реальных и потенциальных вкладчиков».
Из ответа пресс-службы Финпотребсоюза на запрос «Ведомостей»

Сколько «Тинькофф банк» должен выплатить и какому количеству клиентов, представитель банка не раскрывает, но уверяет, что расход не является материальным и полностью признан в отчетности по МСФО за прошедшие периоды, созданный резерв отражен в составе обязательств по клиентским счетам. «Это не повлияет на финансовые результаты», – подтверждает аналитик Fitch Дмитрий Васильев. Решение банка о снижении ставок в 2015 г. не вызвало существенного оттока средств клиентов, говорит он. «Были недовольные клиенты, – признает представитель банка, – однако мы не увидели ни по одному фундаментальному показателю, что это как-либо сказалось на отношении к банку». Впрочем, из отчетности следует, что с 1 июля 2015 г. средства на счетах клиентов увеличились на 24,5% с 71,7 млрд до 89,3 млрд руб., в то время как с января по июль рост был более значительный – 65,5%. Представитель банка не смог уточнить, сколько вкладчиков получат выплаты.

Представитель «Тинькофф банка» указывает, что суд не нашел нарушений прав потребителей, поскольку возможность была прописана в условиях, а клиенты были уведомлены. Он ссылается на иск общества защиты прав потребителей к банку: Хорошевский районный суд Москвы в нем истцу отказал.

Однако арбитражный суд в двух инстанциях при рассмотрении иска «Тинькофф банка» к управлению Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу решил иначе. Суд признал, что привлечение средств во вклад с последующим ухудшением потребительских свойств вклада нарушает права потребителя на получение услуг того качества, которое было предусмотрено договором, указывает партнер Tertychny Law Иван Тертычный. Суды посчитали, что возможность пополнения вклада и процентная ставка на сумму его пополнения является существенным условием договора, поскольку влияет на выбор потребителя.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)