Испанским и португальским банкам скоро придется приплачивать ипотечным заемщикам

Если Euribor снизится еще сильнее
Испанским и португальским банкам придется приплачивать ипотечным заемщикам, если ставки Euribor снизятся еще больше
Испанским и португальским банкам придется приплачивать ипотечным заемщикам, если ставки Euribor снизятся еще больше / Susana Vera / Reuters

В отличие от большинства европейских стран, где ставки по ипотечным кредитам фиксированные, в Испании и Португалии ставки плавающие, пишет WSJ. Они складываются из ставки межбанковского кредитования Euribor и фиксированной составляющей (спреда).

В 2015 г., после того как ЕЦБ сделал ставку, по которой принимает банковские депозиты, отрицательной, Euribor тоже стала снижаться (см. график). Большинство испанских и португальских ипотечных заемщиков продолжают платить процентный доход банкам, поскольку за счет спреда ставки по кредитам еще остаются положительными.

«Ни при каких обстоятельствах не будут банки приплачивать клиентам», поскольку это противоречит самой природе кредита, говорил в апреле гендиректор испанского банка BBVA Карлос Торрес Вила. В крайнем случае ставка может быть нулевой, допускает он.

Пенсий не будет

Из-за низких ставок немецкие пенсионные фонды будут сокращать выплаты пенсионерам, сообщил BaFin. «В Германии только один пенсионный фонд ранее снижал выплаты, и было это 10 лет назад, – говорит актуарий Willis Towers Watson Альфред Годес, – теперь вероятность этого большая, это яд медленного действия для пенсионной системы» (цитата по FT).

Но потребительские ассоциации обеих стран требуют, чтобы банки доплачивали клиентам, когда ставка становится отрицательной. А португальская партия «Левый блок» в январе внесла в парламент законопроект, содержащий аналогичное требование. «Банки, а не заемщики привязали ставки к Euribor, – говорит представитель Левого блока Паулино Ассенсаон, – следовать контракту – вопрос принципа и доверия».

«Мы должны найти справедливый баланс между ожиданиями заемщиков и необходимостью сохранить стабильность финансовой системы», – замечает управляющий Банка Португалии Карлуш Кошта. По оценке Банка Португалии, если шестимесячная Euribor (сейчас минус 0,144%) снизится до минус 1%, это затронет кредиты на 700 млн евро. Даже если по кредитам будут нулевые ставки, банки потеряют 500 млн евро на разнице между ставками по вкладам и по кредитам.

В Испании ипотечные кредиты привязаны к годовой Euribor (минус 0,012%), но минимальный спред еще во время жилищного бума был зафиксирован на уровне 0,5–0,75%, и уже есть два решения суда – Мадридского и регионального, – которые должны помочь банкам не платить заемщикам. Правда, в 2015 г. Bankinter был вынужден платить заемщикам по кредитам, привязанным к соотношению швейцарского франка и LIBOR. Представитель банка сказала WSJ, что это однократная уступка заемщикам, а не обязательство по судебному решению.

В Дании, где ставка центробанка составляет минус 0,65%, уже есть прецеденты, когда банки платят ипотечным заемщикам, пишет WSJ. Финансовый консультант Ханс Петер Кристенсен, купивший в 2005 г. дом за $261 000, сейчас получает от Realkredit Denmark $38 ежеквартально, поскольку ставка по его ссуде составляет минус 0,0562%. Всего у банка 758 заемщиков с отрицательными ставками по ипотечным кредитам.

Испанским и португальским банкам придется приплачивать ипотечным заемщикам, если ставки Euribor снизятся еще больше