Розничные инвесторы чаще покупают акции на букву А
Оборот торгов бумагами компаний, начинающихся с первых букв алфавита, выше другихВ распоряжении инвестора, желающего купить или продать акции, самая разнообразная информация, которая должна помочь сделать лучший выбор. Это стоимость акций, годовой максимум и минимум котировок, дивиденды, доходность, волатильность и проч. Идеальный инвестор, принимая решение, конечно, проанализирует всю эту информацию и выберет акции той компании, которая лучше всего отвечает его требованиям.
Дискриминация по первой букве
В реальной жизни это не так. Не все инвесторы принимают решения рационально, особенно когда информации много. Зачастую, вместо того чтобы выбрать лучшее, инвестор удовлетворяется первой подходящей опцией. Поскольку названия компаний обычно представлены по алфавиту, инвестор скорее купит акции той, которая ближе к его началу.
Об этом говорится в двух исследованиях, опубликованных в мартовском номере Review of Finance (об этом пишет WSJ). Одна статья написана профессорами Дженнифер и Джессом Итцковиц и Скоттом Ротбортом, вторая – профессорами Хейко Джейкобсом и Александром Хиллертом.
«За прошедший век все виды несправедливости и дискриминации были осуждены и стали незаконными. Но одна коварная форма продолжает процветать – алфавитизм. Это дискриминация в отношении тех, чьи имена начинаются с букв из второй половины алфавита», – констатирует журнал The Economist (его цитируют Джейкобс и Хиллерт).
Ученые знают это не понаслышке. В исследовании Джейкобса и Хиллерта говорится, что в экономических журналах статьи, занимающие первое, второе и третье место от начала, цитируются на 50, 26 и 17% чаще тех, которые расположены за ними. А по словам Дженнифер Итцковиц, если авторы научной статьи расположены по алфавиту (как это часто бывает), то больше славы достается первому – ему чаще поручают рецензии и чаще приглашают на конференции.
Бизнесмены тоже прекрасно понимают, что клиенты скорее обратят внимание на компании, названия которых начинаются на А. Поэтому в «Желтых страницах» так много служб по доставке пиццы, дезинсекторов и слесарей на букву А. В крупном бизнесе ситуация такая же: в индексе S&P 500 названия 54 компаний начинаются с А, включая Alphabet Inc. – материнскую компанию Google (теперь торгуется Alphabet Inc., а не сам Google). Компаний, названия которых начинаются с Z, в индексе S&P 500 всего три.
В сентябре 2003 г. Pioneer-Standard Electronics переименовалась в Agilysys, и среднедневной оборот торгов ее акциями увеличился на 19,9%. «Для Agilysys смена названия стала относительно недорогим способом увеличить оборот торгов и рыночную стоимость», – пишут Дженнифер и Джесс Итцковиц и Ротборт.
Ребус для инвестора
«Люди не компьютеры, они не могут рассмотреть все возможные варианты», – отмечает Дженнифер Итцковиц (цитата по WSJ). Из-за этой, как она говорит, «подсознательной лени инвесторов» у компаний из первой половины алфавита оборот торгов и ликвидность больше, чем у остальных. В английском языке даже появился термин satisficer (от satisfy «удовлетворять» и suffice «быть достаточным») для обозначения инвесторов, которые не рассматривают все опции и останавливаются на первой более или менее подходящей.
Стремительное развитие технологий и появление интернета лишь усугубило ситуацию. Когда индивидуальный инвестор ищет информацию об акциях, например, на google.com/finance или finance.yahoo.com, то ему предлагается ввести некоторые показатели компании (капитализация, отношение стоимости акций к прибыли и т. д.), по которым робот составит список и покажет его инвестору в алфавитном порядке. Онлайн-списки можно выстроить и по другому критерию, но в бумажных или pdf-версиях они все равно будут расположены по алфавиту, пишут Дженнифер и Джесс Итцковиц и Ротборт. По их оценке, с 1999 г. на долю 20% акций из начала алфавита приходится 22% оборота торгов. «До 1999 г. мы не нашли различий в обороте акций из начала и конца алфавита, – говорится в исследовании, – но с распространением интернета и интернет-трейдинга, сделавших информацию об акциях более доступной, наблюдаются значительные различия между поведением акций из начала и конца алфавита».
«В эпоху электронных средств связи пользователь больше, чем когда бы то ни было, имеет дело со списками, а их стандартная сортировка – по алфавиту», – отмечает Джейкобс. В исследовании Джейкобса и Хиллерта говорится, что у 5% компаний из самого начала алфавита оборот торгов на 5–15% больше, чем у других компаний. «Если вы собираетесь учреждать компанию и думаете, как ее назвать, нужно что-то придумать на одну из первых букв алфавита», – говорит Джейкобс. Если бы он сам создавал компанию, то выбрал бы название, начинающееся на А, «но не на Аа, потому что это было бы слишком очевидно». Джейкобс также советует выбирать названия, в которых не более одного слова и которые легко запомнить, а в тикере – остроумно обыграть специализацию компании.
Компании, торгующиеся на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), не охотятся за тикерами, начинающимися с первых букв алфавита, рассказал WSJ Дуг Йоунс, курирующий на NYSE биржевые фонды (ETF). Но, по его словам, многие эмитенты выбирают тикеры, соответствующие стратегии компании. Например, в марте начал торговаться биржевой фонд PureFunds Drone Economy Strategy, получивший тикер IFLY (I FLY – я лечу).
Все это делается для индивидуальных инвесторов, поскольку их институциональные коллеги редко попадаются в алфавитную ловушку. Когда выбираете акции, сортируйте их не по алфавиту, а по фундаментальным критериям – отношению стоимости акций к прибыли, доходу и т. д., советует Дженнифер Итцковиц.