Рост цен на нефть не убеждает аналитиков

Они не спешат повышать прогнозы, указывая на сохраняющиеся риски
Аналитики указывают, что несмотря на стремительный подъем нефтяных котировок существенные риски для рынка сохраняются/ Е. Разумный/ Ведомости

Сейчас нефть стоит на 70% больше минимумов в начале года, когда ее цена падала до самого низкого за 13 лет уровня. Ралли подогревается надеждами, что вместе с сокращением добычи в США исчезнет и переизбыток нефти на рынке. Но аналитики этому росту не доверяют и не уверены, что его потенциала хватит надолго – с учетом имеющихся запасов и вероятности того, что скоро на мировом рынке появится больше иранской нефти. Они напоминают, как прошлой весной нефть тоже дорожала на ожиданиях, что предложение сократится, но кончилось это падением цен во второй половине года.

По оценке 13 инвестбанков, опрошенных The Wall Street Journal, средняя цена на нефть марки Brent составит в этом году $41 за баррель. Это лишь на $1 больше, чем те же банки ожидали в марте. Средняя цена на WTI составит в 2016 г. $39 за баррель, что почти не отличается от мартовской оценки.

Нефть торгуется на годовых максимумах (цена Brent превышает $48, WTI – $46), вернувшись на уровень ноября 2016 г. «Уже видны признаки того, что рынок в конечном итоге сбалансируется, и, возможно, это произойдет в конце года, – говорит Гарет Льюис-Дейвис, старший стратег по сырьевым рынкам BNP Paribas. – Но до тех пор большой избыток нефти будет оставаться поводом для беспокойства».

Несмотря на все разговоры о сокращении предложения, аналитики обращают внимание на рост запасов нефти по всему миру, которые не способствуют восстановлению рынка. По оценке Citigroup, глобальные запасы нефти достигли рекорда, увеличившись с января 2014 г. на 370 млн баррелей.

Другие факторы, способствовавшие росту цен в последние несколько недель, в том числе перебои с поставками нефти из ряда стран – от Нигерии до Венесуэлы – и дешевеющий доллар, могут тоже оказаться временными, говорят аналитики.

Дешевой нефти радуются потребители и бизнес по всему миру. В США статистика в последние месяцы показывает высокий спрос на нефтепродукты, например бензин. В Китае тоже, по официальным даным, спрос высокий – вопреки предсказаниям о замедлении роста экономики страны, занимающей второе место в мире по потреблению нефти.

Неоднозначные данные

Участники рынка тоже не уверены в перспективах дальнейшего роста цен на нефть: если фьючерс на Brent с поставкой в июне днем в пятницу торгуется по $48,4 за баррель, то контракт с поставкой в июле стоит дешевле – $48. Вместе с тем в апреле рынок, по всей видимости, продемонстрирует самый значительный рост с апреля 2015 г.: с начала месяца Brent подорожала на 22,2%, а год назад рост за весь апрель составил 21,2%. Если весной 2015 г. трейдеры основное внимание уделяли сокращению числа буровых установок в США (которое не привело к падению добычи – именно в апреле 2015 г. она составила рекордные 9,6 млн баррелей в день), то теперь у них есть реальное подтверждение сокращения предложения: по данным управления энергетической информации США, с максимальных для этого года значений в январе дневная добыча уменьшилась почти на 300 000 баррелей, опустившись ниже 9 млн. Однако запасы нефти в США продолжают расти – до 540,6 млн баррелей; это максимум с 1929 г. и более чем на 100 млн больше среднего за пять лет уровня.

Но роста спроса может оказаться недостаточно, чтобы поддержать цены на нефть. Некоторые аналитики ожидают, что нынешнее ралли будет похоже на прошлогоднее, когда с января по май Brent подорожала на $20, чтобы затем сильно подешеветь. Банки, опрошенные WSJ, ожидают средней цены в $39,25 за баррель Brent во II квартале и роста до $42,3 в июле – сентябре. Некоторые банки, включая Morgan Stanley и ING, ждут падения цен в III квартале.

«Я очень боюсь, что это ралли скоро начнет выдыхаться», – говорит Ойген Вайнберг, начальник отдела анализа сырьевых рынков Commerzbank. По прогнозу банка, в III квартале Brent будет стоить в среднем $45. «Все говорят о снижении добычи в США, но нефть-то поступает и из других мест», – добавляет он.

В апреле крупные нефтедобывающие страны не смогли договориться о замораживании добычи после отказа Саудовской Аравии, поскольку потенциальное соглашение не включало в себя ее геополитического соперника – Иран. Благодаря этому аналитики вспомнили, что поставки нефти могут увеличиться. Иран обещал наращивать добычу, пока не восстановит свою долю на рынке, потерянную за годы действия международных санкций. По оценке Citigroup, в апреле Иран экспортирует примерно 2 млн баррелей в день, что сопоставимо с досанкционным уровнем (2-2,5 млн баррелей).

Рост иранского экспорта в совокупности с сезонным увеличением производства в Саудовской Аравии может компенсировать снижение добычи нефти в США, отмечают в Morgan Stanley. «Срыв переговоров в Дохе может обернуться войной за долю рынка, поскольку многие производители теперь ратуют за рост добычи», – пишут аналитики банка.

Но инвесторы не обращают внимания на этот скептицизм. Позиции на рост цен, открытые хедж-фондами и другими инвестиционными фондами, в последние несколько недель достигли рекордных значений. Чистые позиции на рост цен на Brent на прошлой неделе составили 418 млн баррелей. Количество позиций на рост цен на WTI достигло максимума с мая 2015 г.

Оптимизм инвесторов может обернуться дополнительными рисками. Если настроения на рынке изменятся и фонды начнут закрывать эти позиции, нефть станет быстро дешеветь. «Рекордные позиции, открытые на рост нефти спекулянтами, могут создать проблемы», – констатирует Morgan Stanley.

Но большинство банков прогнозирует рост цен в 2017 г. Аналитики, опрошенные WSJ, ожидают, что Brent будет стоить в среднем $57 за баррель. За прошедший год они стали гораздо осторожнее: в августе 2015 г. те же банки прогнозировали среднюю цену в 2016 г. выше $70 за баррель. Теперь же они ждут такой цены не ранее 2018 г.

Перевела Татьяна Бочкарева