ЦБ рекомендует отключать некоторые компании от интернет-банка
Фирмам, счета которых долгое время не использовались, придется заново представляться банкуНедобросовестный игрок открывает пул компаний, которые долго не осуществляют операции, по мере необходимости они вводятся в действие, описывает начальник управления финансового мониторинга Локо-банка Игорь Дремин. Вопрос не в том, каким инструментом он будет пользоваться: в части интернета ЦБ рекомендует отключать от дистанционного банковского обслуживания, а в части бумажных платежек – отказывать проводить такие платежи. «Суть сводится к тому, что неидентифицированные клиенты не должны обслуживаться, пока не придут в банк и не принесут документы», – заключает Дремин.
ЦБ рекомендует банкам обратить особое внимание на подозрительные операции компаний и отказать им в дистанционном доступе к счетам, следует из методических рекомендаций, опубликованных в среду в «Вестнике Банка России». Некоторые банки работают с компаниями, по счетам которых в течение продолжительного времени (в среднем три месяца) операции не проводятся либо проводятся в незначительных суммах. Позже эти счета начинают активно использоваться для операций, имеющих запутанный, необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла.
Такие операции могут совершаться для вывода капитала, обналичивания и ухода от налогов, транзита, а также для «финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей», пишет регулятор.
Эти счета – до того как они начинают активно использоваться – объединяет ряд признаков: списание не более 3 млн руб. в месяц, нерегулярный характер операций, минимальная (не более 0,5%) доля налоговых платежей. Клиенты, открывшие такие счета, как правило, имеют минимальный уставный капитал, учредителя, руководителя и бухгалтера в одном лице, прописаны по адресу массовой регистрации юрлиц, а представитель компании постоянно отсутствует по адресу в ЕГРЮЛ, перечисляет ЦБ.
Как это делается
Клиенты, проводящие сомнительные операции, как правило, открывают множество счетов на разные компании-пустышки, рассказывает финансист, занимающийся такого рода операциями. В банк один раз приводится номинальный руководитель компании, на него получают необходимые ключи для дистанционного обслуживания, а затем все операции осуществляются по доверенности удаленно, через интернет-банк, продолжает он.
ЦБ рекомендует банкам включить в договоры с компаниями условие, по которому они смогут приостановить услугу дистанционного обслуживания, включая интернет-банкинг. Подключить его обратно можно, если руководитель компании лично придет в банк или если компания обновит идентификационные сведения и налоговые документы (данные по уплате НДФЛ за последний отчетный период и др.). Клиенту придется объяснить, почему он начал активно использовать данный счет и подтвердить это договорами.
В последнее время банки выявляют сомнительных клиентов, особенность которых – так называемый спящий режим, говорит начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова: в течение нескольких месяцев после открытия счета они операции не проводят либо проводят в незначительных объемах, а потом банк выявляет, что клиент начал проводить операции, обладающие признаками сомнительных.
Когда банк замечает странные операции и отключает интернет-банк, клиенты, как правило, жалуются в ЦБ, поэтому многие банки не рискуют без весомых доказательств отказывать в дистанционном обслуживании, говорит финансист, проводящий сомнительные операции, а теперь ЦБ дал банкам рекомендации, на которые они могут ссылаться. Пострадать могут и добросовестные клиенты, отмечает он.