Чтобы проиграться на бирже, россиянам хватает в среднем девяти месяцев
Центробанк раскритиковал отношение брокеров к частным инвесторам«К сожалению, нам неизвестна методика, на основании которой ЦБ рассчитывает средний срок жизни счета. Исходя из нашей внутренней статистики срок существования брокерского счета у нас в среднем около двух лет», – говорит гендиректор «Открытие брокер» Юрий Минцев.
Модель бизнеса, «выжимающая» клиента, в долгосрочной перспективе обречена, считает управляющий БКС Андрей Алетдинов: «У нашего основного продающего подразделения – «БКС премьер» – другая модель. Финансовый советник предлагает клиенту продукт, исходя из его риск-профиля, строит вместе с ним индивидуальный финансовый план, составляет в зависимости от него портфель. Торговлю акциями, тем более с плечами, предлагают клиентам, чьи риски соответствуют спекулятивному риск-профилю, когда клиент готов к потенциальным потерям, но хочет получить высокий доход».
Текущая бизнес-модель российских брокеров привела к тому, что у них только 80 000 активных счетов, а средняя жизнь такого счета составляет 9 месяцев, заявил вчера на конференции в Высшей школе экономики первый зампред ЦБ Сергей Швецов. То есть за девять месяцев человек полностью теряет свои накопления, объяснил регулятор, добавив, что для брокеров это не проблема: «Но так как у нас 140 млн населения, брокерам есть что перемалывать дальше. Они через инквизицию привлекают новых граждан».
Необходимо изменить модель и стандарты продаж финансовых продуктов, приблизить их к западным, призвал он: «Прежде чем продать финансовый продукт, продавец должен понять, а действительно ли он подходит потребителю. Если это не так, то надо разъяснить, как работает продукт, или отказаться от его продажи». «Если мы хотим иметь высокий уровень доверия, а доверие – это душа финансового рынка, то мы должны пересмотреть ту роль, которая отведена физлицу на нашем финансовом рынке <...> Нужно изменить правила вовлечения населения на рынок, чтобы его удовлетворенность была высокой», – заключил Швецов.
«Когда рынок еще не был развит, у брокеров было два пути развития: быстрый рост за счет количества клиентов, предоставление им плеч и получение комиссии либо привлечение долгосрочных инвесторов, их обучение, направленное на то, чтобы они могли годами сидеть в бумаге. Но такой инвестор проводит операцию раз в месяц, что большинство брокеров не устраивает, поэтому они выбрали первый путь – набирать спекулянтов», – говорит управляющий директор «Ай ти инвеста» Юрий Маслов. Он согласен с оценкой времени, которое требуется на разорение спекулянта, – примерно девять месяцев.
Бывает и хуже
Игра на рынке форекс разоряет намного быстрее, отметил Швецов: «Если говорить о «форекс-клубах», человек теряет все свои сбережения за один месяц».
ЦБ ограничивает размер плеча: неквалифицированным инвесторам нельзя предоставлять его больше чем 1:1. Но брокеры научились обходить это ограничение.
Проблема не только в том, что брокеры не хотят учить инвестировать, продолжает Маслов: «Сами клиенты хотят играть и быстро заработать. В силу этого большинство клиентов стали похожи на гемблеров». По его мнению, ситуацию можно изменить, если сделать инвестиции в фондовый рынок более привлекательными. Например, увеличить максимальную сумму на индивидуальном инвестиционном счете до 1 млн руб. с 400 000 руб. или освободить физлиц от выплаты НДФЛ с купона по корпоративным бондам и другим операциям.
Важно понимать, что на рынок приходят разные клиенты с разными целями и риск-профилями, заключает Минцев: «Смешивать долгосрочного инвестора со спекулянтом, продающим опционы без покрытия, – процедура малополезная. Так же как и сравнивать срок жизни клиента у разных брокеров, по-разному его рассчитывающих».