Страховщики реформируют систему скидок в ОСАГО
Коэффициент бонус-малус могут отвязать от автомобилей и зафиксировать на год, это снизит стоимость полиса для 20% автовладельцевРоссийский союз автостраховщиков (РСА) предложил Центробанку упростить расчет скидок в ОСАГО – коэффициент бонус-малус (КБМ, предложение союза есть у «Ведомостей»).
Система скидок и надбавок в ОСАГО – КБМ – была запущена в 2013 г., спустя 10 лет после введения ОСАГО. Главный ее принцип – хорошо ездить выгодно, декларировали страховщики. Но получить скидку непросто. По статистике ЦБ, большая часть жалоб на страховщиков – неправильное применение КБМ.
Страховщики долгое время небрежно вносили данные о КБМ в информационную систему, признавал ранее зампред ЦБ Владимир Чистюхин, после повышения тарифов погрешности в применении коэффициентов стали чувствительнее для автовладельцев.
КБМ включает 14 индивидуальных классов убыточности – от М (самый убыточный, коэффициент надбавки к цене полиса – 2,45) до 13-го класса (коэффициент – 0,5).
Миллионы бонусов
42,9 млн человек, или три четверти автовладельцев, в 2015 г. получили скидку по ОСАГО, сообщил РСА. КБМ меньше 1 имеют 72% автомобилистов. 17,9 млн человек получили скидку 20%, еще 5,6 млн – 50%
Изначально страховщики присваивают автомобилисту коэффициент, равный единице. За первый год безаварийной езды автомобилист может получить скидку 5%, за 10 лет безаварийного вождения – 50%. Но лишь за одно ДТП по вине водителя на следующий год присваивается коэффициент 1,55. Вернуться в безаварийный класс можно через два года безаварийной езды.
РСА предлагает взять ответственность за расчет КБМ на себя. «Это позволит практически полностью исключить ошибки в части КБМ при покупке полисов ОСАГО», – уверяет президент РСА Игорь Юргенс.
Пока КБМ привязан к водителю и автомобилю или только к водителю (если он вписан в полис не принадлежащей ему машины). РСА предлагает привязать КБМ к конкретному человеку и сделать единым на год, следует из материалов союза. Тогда алгоритм расчета станет более понятным, при этом сохранится вся накопленная водителем страховая история, указывает Юргенс. При спорных ситуациях (например, два разных КБМ у одного водителя) КБМ водителя будет пересчитан РСА на начало 2017 г. с учетом его страховой истории, продолжает он.
Все это значительно сократит число жалоб, которые зачастую возникают из-за того, что человек может быть вписан в разные полисы, в итоге один водитель может иметь несколько КБМ, говорит Юргенс.
Изменения могут последовать и для полисов «мультидрайв» (без ограничения числа водителей, допущенных к управлению машиной. – «Ведомости»). Сейчас при попадании автомобиля в ДТП повышающий коэффициент присваивается собственнику автомобиля. Страховщики предлагают для таких полисов сразу устанавливать максимальный КБМ.
Идея отвязать КБМ от автомобиля верная, считает президент ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. Положительно и то, что контроль переходит от страховщиков к РСА, но в идеале эту функцию нужно передать например, ГИБДД, уверен он: «Страховщики имеют экономический интерес зарабатывать больше, поэтому может вновь начаться игра «предыдущая страховая компания не предоставила нам все данные, поэтому у вас нет скидки».
Каждое изменение коэффициентов приводит к повышению цены ОСАГО для автовладельцев, напоминает он, хотя сами страховщики всегда декларируют снижение стоимости. РСА обещает, что около 20% автовладельцев получат скидки и лишь 5% – надбавки.