С апреля валютные кредиты станут дороже

ЦБ пересмотрел риски валютных активов и готов пересмотреть их и для депозитов
Центробанк  предпочитает рубли
Центробанк предпочитает рубли / Е. Разумный / Ведомости

ЦБ повысит коэффициенты риска по новым корпоративным кредитам в валюте, а также по вложениям в долговые инструменты, номинированные в валюте, следует из предложенных Центробанком изменений в инструкцию139-И (документ вывешен для обсуждения на сайте регулятора до 19 февраля).

Коэффициент риска по корпоративным валютным кредитам и облигациям вырастет с 1 до 1,1, но только по выданным или купленным (в случае с бондами) после 1 апреля 2016 г. Для валютных кредитов, выданных компаниям на покупку недвижимости, он будет еще выше – 1,3. Исключение – кредиты Минфину, казначейству, регионам, внебюджетным фондам (по ним коэффициент равен 0,5, следует из действующей версии 139-И). Что касается бумаг, повышенный риск-вес не коснется ОФЗ, субфедеральных бондов и банков (коэффициент – 0,5).

Банкам будет сложнее работать с долгами и акциями иностранных компаний. Бумаги нерезидентов, права на которые подтверждают депозитарии, не удовлетворяющие требованиям Центробанка, должны будут взвешиваться с коэффициентом 1,5 (также с 1 апреля); по таким бумагам ЦБ с 1 января ввел 50%-ное резервирование.

Эти меры, по мнению ЦБ, нужны для дополнительного покрытия капиталом валютных рисков. Руководители ЦБ уже не раз указывали, что регулятор намерен снижать долю валютных активов (сейчас треть всех активов) за счет коэффициентов риска.

«Валютные операции по факту более рискованные. У нас в отдельных сегментах есть повышенные коэффициенты риска, к примеру 300% по валютной ипотеке <...>», – указывал на прошлой неделе первый зампред ЦБ Алексей Симановский, обещая похожие меры и для корпоративных кредитов. Тогда же он предупреждал, что ЦБ может «незначительно» изменить обязательные резервы по валютным депозитам юрлиц. Согласно статистике ЦБ на 1 января, таких у компаний больше половины.

Требования относятся только к новым сделкам, в краткосрочной перспективе влияния на капитал не последует, а потом все будет зависеть от аппетита банков к валютным активам, который, вероятно, сократится, указывает начальник отдела управления активами и пассивами Райффайзенбанка Александр Овчинников. В банковском секторе избыточная валютная ликвидность, из-за введения повышенных коэффициентов риска она будет направляться банками преимущественно в государственные ценные бумаги – за счет сокращения кредитования компаний, в том числе экспортеров, говорит представитель ВТБ. Для компаний-экспортеров внедрение данных предложений приведет к удорожанию кредитных средств или к необходимости привлекать ресурсы в рублях, что создаст для них валютный риск, продолжает он, в результате валютный риск будет перенесен с банков, имеющих компетенцию и доступ к финансовым инструментам для управления этим видом риска, на компании. «Позиция банка по отношению к валютным активам и пассивам будет определяться соотношением доходности и стоимости», – резюмировал он.