ЦБ снизит привлекательность валютных активов

Корпоративные кредиты в валюте и валютные бумаги будут давить на капитал банков
Корпоративные кредиты в валюте и валютные бумаги будут давить на капитал банков/ М. Стулов/ Ведомости

ЦБ установит повышенные коэффициенты риска по корпоративным кредитам в валюте, а также по вложениям в долговые инструменты, номинированные в валюте, следует из проекта регулятора о внесении изменений в инструкцию 139-И, опубликованного в пятницу. Документ вывешен для обсуждения до 19 февраля.

Коэффициент вырастет до 1,1 по кредитам в иностранной валюте, выданным после 1 апреля 2016 г. Сейчас коэффициент по таким ссудам составляет 1. Для валютных кредитов, выданных компаниям на покупку недвижимости, он будет еще выше - 1,3. Исключение - кредиты, предоставленные Минфину, казначейству, субъектам России, муниципальным образованиям, государственным внебюджетным фондам России и ее субъектов, а также органам местного самоуправления и другим кредитным организациям. Кроме того, повышенный коэффициент 1,3 вводится по кредитам, выданным в иностранной валюте юрлицам для приобретения недвижимости - в данном случае речь также идет о кредитах, предоставленных после 1 апреля 2016 г.

Коэффициент по долговым ценным бумагам в иностранной валюте вырастает также до 1,1, начнет он действовать по сделкам, заключенным после 1 апреля 2016 г. Исключение - вложения в государственные ценные бумаги, а также ценные бумаги субъектов России, муниципальных образований и кредитных организаций. Бумаги нерезидентов, права на которые удостоверяют депозитарии, не удовлетворяющие требования российского ЦБ, должны будут взвешиваться с коэффициентом 1,5 (также после 1 апреля этого года).

Повышенные коэффициенты необходимы для дополнительного покрытия капиталом валютных рисков банковского сектора, говорится в пояснительной записке к проекту.

ЦБ в конце прошлого года заявил, что будет снижать долю валютной составляющей в активах и пассивах банков в основном за счет повышения коэффициентов риска. Это уже произошло с валютной ипотекой.

«Работа проводится, не завершена. Практика свидетельствует о том, что валютные операции по факту более рискованные. У нас в отдельных сегментах есть повышенные коэффициенты риска, к примеру 300% по валютной ипотеке. Что касается общего подхода, то до принятия окончательного решения обязательно обсудим его с банковским сообществом. Речь не идет о шоковом воздействии, предполагается, что может быть плавное и не приводящее к каким-то серьезным последствиям повышение коэффициентов риска по операциям с валютой. Мы исходим из того, что риск касается всех операций с валютой», - говорил на прошлой неделе первый зампред ЦБ Алексей Симановский. «С точки зрения пассивов как один из вариантов рассматривается изменение обязательных резервов по валютным депозитам юрлиц. Опять же - здесь возможны незначительные изменения», - добавил он.