Штрафовать по камерам за отсутствие ОСАГО не будут
Реализация проекта откладывается на «очень отдаленную перспективу», заявил представитель ГИБДДШтрафовать за отсутствие полиса ОСАГО или пользование подделкой с помощью дорожных камер пока не будут, реализация этого проекта откладывается на «очень отдаленную перспективу», рассказал во вторник замначальника Госавтоинспекции МВД Владимир Кузин.
О начале такого проекта объявляли страховщики. В начале декабря Российский союз автостраховщиков (РСА) со ссылкой на договоренности с ГИБДД сообщал, что с начала 2016 г. автомобилистов Москвы и Казани начнут наказывать за езду без ОСАГО автоматически через камеры. Причем ровно столько раз, сколько они будут проезжать мимо камер, грозил президент РСА Игорь Юргенс. Проверяться будут в первую очередь автомобили, нарушающие ПДД в части скоростного режима, уточнял он.
Всего в 2015 г. из системы ОСАГО ушло почти 3 млн клиентов. Часть из них выбрали поддельные полисы ОСАГО, признают страховщики. Предполагалось, что проверки через дорожные камеры помогут побороть растущее число фальшивых полисов. «На уровне мозговой атаки в начале зимы руководители МВД соглашались с нами, что можно будет сделать пилотный проект с камерами, но недавно выяснились коллизии, которые быстро не решаются, и нужны изменения в законодательстве», – признает Юргенс, добавляя, что союз еще будет вести переговоры.
Международный бизнес
Отличить фальшивый полис от настоящего по внешнему виду почти невозможно: бланк печатается на высококлассной бумаге с соблюдением водяных знаков и всех подписей, говорит Юргенс. Качественные подделки, по его словам, печатаются на бывших предприятиях Гознака на территории Молдавии и Украины, а также в Китае и Польше.
Сейчас ни законодательство, ни технические возможности ГИБДД не позволяют реализовать такую проверку полисов, заявил Кузин. «Камеры фиксируют административное нарушение – выезд на красный сигнал светофора, нарушение проезда перекрестков, скоростного режима. Чтобы проверить наличие полиса ОСАГО, требуется проверка по существующим базам данных, которые сегодня тоже несовершенны», – объясняет он. Разработчикам необходимо будет длительное время на подготовку только технического задания для получения у ГИБДД возможности такой проверки, поэтому это очень отдаленная перспектива, заключает Кузин. Серьезной поддержки в борьбе с мошенниками ГИБДД страховщикам оказать, скорее всего, не сможет, предупредил он, добавив, что возможны только разовые проверки в отдельных регионах, где особо остро стоит проблема фальшивых полисов.
Пока отсутствие ОСАГО может выявить только вручную инспектор ГИБДД при проверке документов у водителя. Штраф за езду без полиса составляет 800 руб. По правилам дорожного движения водитель должен лишь предъявить полис на свою машину, не более того, замечает Кузин. Инспектор при наличии у него устройства с выходом в интернет может по номеру полиса проверить его качество, но совсем не обязан, если показанный документ внешне соответствует всем реквизитам, подчеркивает он, а отличить подделку навскидку трудно (см. врез).
Лучшим способом борьбы с распространителями фальшивых полисов ОСАГО является переход на электронные продажи и пропаганда со стороны РСА – что фальшивый полис не защищает при ДТП, считает Кузин. «Мы согласны, что проблему стоит решать не только ужесточением проверок и наказаний», – говорит Юргенс.
Фактически перенос срока резко осложняет или даже делает невозможным проверку подлинности действующего договора ОСАГО, считает первый зампред «Согаза» Николай Галушин. В итоге может возрасти количество убытков, которые будут заявляться по недействительным или фальшивым полисам ОСАГО, что будет приводить систему ОСАГО к очередным трудностям, считает он. Взыскивать выплату по ДТП с гражданина, не имеющего ОСАГО, очень трудно, согласен президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников, но восторжествовал здравый смысл – введение штрафов породило бы большое число исков против страховщиков и ГИБДД за штраф без причины: например, когда водитель только купил автомобиль и имеет 10-дневный срок на покупку полиса.