Цена ОСАГО для лихачей может стать запредельной
Для нарушителей правил дорожного движения полис может подорожать примерно в 2–8 раз, подсчитали страховщикиСтраховщики поддерживают введение нового коэффициента, но считают, что карать надо только за серьезные проступки. Нарушения, например, правил стоянки не связаны напрямую с аварийностью, замечает директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.
Независимый актуарный информационно-аналитический центр (НААЦ) по заказу Российского союза автостраховщиков (РСА) оценил, какими могут быть новые коэффициенты в ОСАГО в зависимости от числа нарушений правил дорожного движения (документ есть у «Ведомостей»).
Проработать возможность введения повышающего коэффициента в ОСАГО для злостных нарушителей в августе 2015 г. поручало правительство. Предложение включено в утвержденный премьером Дмитрием Медведевым план мероприятий, направленных на снижение смертности от ДТП. МВД и Центробанк должны подготовить доклад на эту тему в I квартале 2016 г. В новой стратегии развития финансового рынка ЦБ введение этого коэффициента запланировано на 2016 г.
Сейчас стоимость ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа (3432–4118 руб.) с поправкой на ряд коэффициентов, учитывающих регион, мощность двигателя автомобиля, стаж и возраст водителя. Также учитывается коэффициент «бонус-малус» – аккуратным водителям он дает право на скидку, виновники же ДТП, напротив, платят повышающий коэффициент – до 2,45 в зависимости от количества ДТП. Но система «излишне мягкая <...> а сами повышающие коэффициенты невелики», говорится в отчете НААЦа.
НААЦ предлагает два варианта определения нового коэффициента. Если учитывать все нарушения, то при наличии 5–10 цена полиса ОСАГО может вырасти в 1,86 раза, 10–15 – в 2,06 раза, 15–20 – в 2,26 раза соответственно. Для группы 35 и более нарушений коэффициент может составить 3,04. «Подавляющее число договоров» при этой системе «будет приходиться на ячейку 5–10 нарушений», признает НААЦ.
Можно рассчитывать коэффициент только по серьезным нарушениям. Правда, к ним в докладе НААЦа причислены выезд на полосу встречного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора и даже пересечение стоп-линии, но нет, например, вождения в нетрезвом виде. В этом случае коэффициент за пять нарушений может равняться 3,12, а максимальное значение (от 20 нарушений) может доходить до 8,29. Преимущество этого подхода в том, что он практически не повлияет на среднюю стоимость ОСАГО и будет распространяться на самых злостных нарушителей, считает НААЦ.
Для расчетов НААЦ использовал страховую статистику и данные МВД о количестве и составе нарушений ПДД. Правда, ее пока недостаточно для точного расчета коэффициента, пишут актуарии.
Пока преждевременно делать выводы по точному размеру коэффициентов, а также списку нарушений – нужно более детальное исследование, говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. «Но мы убедились, что люди, которые совершают систематические правонарушения, чаще попадают в ДТП, – считает он. – Злостных нарушителей не более 5% от всех автомобилистов, подтолкнуть их к более безопасному вождению может в том числе более высокая стоимость ОСАГО».
«Пять грубых нарушений – достаточный порог, начиная от которого коэффициент должен применяться», – считает зампред правления «Согаза» Дамир Аксянов. Значение коэффициента должно быть настолько существенным, чтобы стимулировать к улучшению дисциплины на дороге, указывает он. Для водителей, допускающих 15–20 и более нарушений, первостепенными мерами воздействия должны быть даже не повышающие коэффициенты в ОСАГО, а серьезные санкции, вплоть до уголовной ответственности, хотя будет правильно, если и стоимость ОСАГО для них станет запредельной, добавляет он. «Если это касается только злостных нарушителей, то почему бы и нет?» – согласен Княгиничев.
Нарушители платят штрафы – это и есть материальная система стимулирования водителей, говорит координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. Впрочем, он согласен и на введение коэффициентов к ОСАГО: «Регулярное нарушение ПДД рано или поздно приводит к аварии». «Я бы не ограничивал этот коэффициент сверху вообще, – продолжает он. – Цена на полис должна быть очень низкой для аккуратных водителей и пропорционально высокой для небрежных».
Борьба с аварийностью на дорогах в России принимает «уродливые формы», спорит президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. Цель страховщиков – не установить справедливый тариф, а извлечь больше прибыли, считает он. Коэффициент для злостных нарушителей, если его введут, станет третьим наказанием для автовладельца. Ведь виновник ДТП уже сейчас платит штраф и получает повышенный КБМ. «Страховщика не должна волновать «злостность» водителя, пока он не попал в ДТП», – уверен Тюрников. Он предлагает либо оставить «бонус-малус», либо ввести вместо него новый коэффициент, если цель ОСАГО – снизить аварийность на дорогах. Представитель ЦБ лишь сообщил, что регулятор «прорабатывает вопросы, связанные с введением коэффициента».