«Абсолют банк» вернет клиентов, ушедших в другие банки

У каждого клиента «Абсолюта» через два года будет по 2,5 продукта банка
«Абсолют банк» хочет вернуть клиентов, которые уже давно прижились у крупных конкурентов
«Абсолют банк» хочет вернуть клиентов, которые уже давно прижились у крупных конкурентов / А. Гордеев / Ведомости

Лишь каждый десятый клиент «Абсолют банка» активно использует его розничные продукты кроме ипотеки, следует из его подсчетов, в среднем на одного клиента приходится 1,1 продукта. Цель нынешнего руководства в ближайшие два года – удвоить эту цифру, чтобы на каждого клиента приходилось как минимум по 2,5, рассказал «Ведомостям» зампред правления «Абсолют банка» Алексей Елагин.

Через три года банк должен удвоить кредитный розничный портфель (52 млрд руб. в МСФО), в основном за счет ипотеки (см. врез), причем уже через два – вдвое увеличить комиссионный доход (за первые шесть месяцев 2015 г. составил 705 млн руб.), описывает Елагин.

Доход клиентов банка – от 60 000 руб., практически все они пользуются услугами конкурентов, как правило крупных, указывает Елагин. По его словам, сейчас 80% погашений по ипотеке проходит через кассу, а не через онлайн-каналы. «Из-за отсутствия инвестиций в розничные технологии со стороны прошлых акционеров – они не вкладывались в развитие с 2009 г. до момента продажи «Абсолют банка» структурам «НПФ Благосостояние» – сейчас приходится выбирать стратегию гонки за лидерами рынка», – рассказывает Елагин.

Чтобы достичь своих целей, банк вложит около 100 млн руб. в IT-технологии, делится Елагин. Недавно «Абсолют» запустил переводы с карты на карту, обновил сайт, а в декабре запустит новое мобильное приложение и интернет-банк. Представитель «Тинькофф банка» указывает, что онлайн-ресурсы могут заметно повысить кросс-продажи.

Почти не изменился

Ипотечный портфель банка – 47,9 млрд руб., следует из международной отчетности за первое полугодие. Автокредитов банк выдал на 2 млрд руб., кредитов наличными – на 1,2 млрд руб., а карточных – на 488 млн. По сравнению с концом 2008 г. розничный кредитный портфель остался на прежнем уровне, но стал менее диверсифицированным. На 31 декабря 2008 г. у банка было 36,7 млрд руб. ипотечных кредитов, 13,4 млрд руб. автокредитов и 1,3 млрд руб. карточных кредитов.

«Увеличить количество продуктов с 1,1 до 2,5 на клиента за два года будет трудно», – оценивает банкир, отвечающий за розницу в банке из топ-20. Чтобы переманить клиентов, нужно предлагать уникальные продукты. По его словам, рынок кредитных карт уже не развивается так стремительно, как раньше, а дебетовые карты есть у всех и «здесь трудно выделиться».

Одна из основных проблем «Абсолют банка» – его низкая рентабельность, указывает аналитик Fitch Роман Корнев. По его словам, чистая процентная маржа на уровне около 2,5% позволяет покрывать лишь операционные расходы. Поэтому из-за увеличения отчисления в резервы по итогам девяти месяцев 2015 г. банк убыточен (2 млрд руб. – «Ведомости»). Чтобы улучшить прибыльность, продолжает он, «Абсолют банку» необходимо увеличить маржу, увеличить кредитование и комиссионные доходы.

В мае фонд «Благосостояние» начал обсуждать с акционерами банка «Возрождение» его объединение с «Абсолютом», однако сделка фактически сорвалась – «Возрождение» приобрели структуры братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых. О том, как это повлияло на стратегию развития банка, представитель «Абсолюта» говорить отказался.

Вряд ли банк пустится в высокорискованное розничное кредитование, считает аналитик Moody’s Ольга Ульянова. Скорее это ставка на кредиты с умеренным уровнем риска и комиссионный доход. У «Абсолюта» узнаваемый бренд, хорошая клиентская база – в основном – обеспеченные люди, перечисляет она. Идея увеличить кросс-продажи обсуждалась еще при прошлом акционере, вспоминает Ульянова, банк вообще унаследовал много хорошего от KBC Group. Вряд ли «Абсолюту» удастся целиком замкнуть на себя ту часть своей розничной клиентскoй базы, которая уже обслуживается в других банках, но закрепиться в своей нишe, по ее мнению, банку по силам.