Центробанк выяснил, из чего состоят капиталы брокеров

В них нашлись бумаги «потерявшихся» эмитентов, программное обеспечение и паи по завышенной стоимости
ЦБ проверил брокеров
ЦБ проверил брокеров / А. Махонин / Ведомости

ЦБ проверил структуру и качество капитала всех брокеров, говорит человек, знающий результаты проверки: большая часть работы проведена дистанционно, но были и выездные проверки. Регулятор начал с крупнейших игроков, рассказывает представитель ЦБ, первые проверки ведущих профучастников закончились в августе 2014 г., но они «постоянны и продолжаются по мере поступления отчетности и возникновения вопросов у регулятора».

ЦБ обнаружил «достаточно серьезные проблемы с собственными средствами профучастников»: существенные провалы размера собственных средств на межотчетные даты – вплоть до отрицательных значений, формирование активов нерыночными ценными бумагами с весьма сомнительной стоимостью и кредитным качеством или бумагами давно «потерявшихся» эмитентов, значительное завышение оценочной стоимости активов, включаемых в расчет собственных средств, перечисляет представитель регулятора. Часто вызывали вопросы ЦБ паи закрытых фондов, недвижимость с сомнительной оценкой, дебиторская задолженность, оценка программного обеспечения, продолжает он.

«Основная проблема – формальное соответствие требованиям», – говорит человек, знающий результаты проверки. Он считает, что брокеры не привыкли к пристальному вниманию, прежнего регулятора – Федеральную службу по финансовым рынкам устраивали активы, которые ЦБ потребовал заменить, и для «многих это стало удивлением».

«Самый распространенный способ недобросовестного наполнения капитала – учет векселей компаний-однодневок, – рассказывает человек, знающий результаты проверки ЦБ. – Часто компании якобы ошибаются с коэффициентами, учитывая по 100% задолженности от продажи бумаг или займов вместо [положенных] 10%».

Редеют ряды

803 компании имели брокерские лицензии на конец 2014 г., говорится в отчете Центробанка. За год их стало на 82 меньше

Например, «Уником партнер» включил в собственные средства просроченную дебиторскую задолженность – его капитал не соответствовал нормативам достаточности, сообщал ЦБ о приостановке лицензии компании прошлой осенью. Гендиректор «Уником партнера» Игорь Кузьмин пытался исправить ситуацию и внес в капитал складское свидетельство на владение осмием на 300 млн руб. (очень редкий металл, его оценка затруднена), а когда ЦБ это не устроило, заместил капитал низколиквидными акциями «Русоборонпрома» на 1 млрд руб. (без заключения оценщика), которые взял в долг, рассказывает кредитор компании. Но это не помогло – в ноябре лицензия компании была отозвана.

Смог устранить претензии регулятора тюменский «Унисон капитал»: ЦБ «не устроили некоторые активы, которые он попросил или заместить, или снизить капитал», рассказывает знакомый гендиректора компании Игоря Басуева. Басуев подтвердил, что ЦБ проверял компанию прошлым летом: «В момент проверки к капиталу вопросов не было, но за два месяца наши расчеты [собственных средств] не совпали с расчетами ЦБ». ЦБ попросил исключить часть активов из собственных средств, а часть, наоборот, посоветовал включить и «вопрос был быстро снят», рассказывает он.

Брокеры заметили, что ЦБ стал интересоваться составом их капиталов не только на отчетные даты. «ЦБ попросил предоставить расчет собственного капитала на разные нестандартные даты и приложить оригиналы выписок, подтверждающие денежные остатки и ценные бумаги», – говорит гендиректор екатеринбургской «Система профит» Ираклий Кирия. То же рассказывает предправления «Финама» Владислав Кочетков.

По его словам, брокеры наполняют капитал более или менее одинаково: деньги, торгуемые бумаги, прочее имущество, но «у недобросовестных участников чаще присутствуют неторгуемые акции, разное странное имущество вроде пресловутого осмия».

«Центробанк ужесточает правоприменение норм о капитале, – делает вывод предправления НАУФОР Алексей Тимофеев. – Но дает возможность снижать капитал для членов СРО и готовит поправки к требованиям расчета капитала».