Герман Греф переизбран президентом Сбербанка

Зампред правления банка Белла Златкис впервые за много лет не вошла в набсовет, уступив место независимому директору
Герман Греф на годовом собрании акционеров Сбербанка
Герман Греф на годовом собрании акционеров Сбербанка / Е. Разумный / Ведомости

Также акционеры избирали членов наблюдательного совета, было предложено 16 кандидатур на 14 мест. По итогам голосования в набсовет не прошли зампред правления Сбербанка Белла Златкис и руководитель ЗАО «Экономическая экспертная группа» Евсей Гурвич. Больше всего голосов набрали Герман Греф, Георгий Лунтовский, Антон Силуанов, Сергей Игнатьев.

Акционеры Сбербанка поддержали кандидатуру Германа Грефа на пост президента банка и продлили его полномочия на следующие четыре года. "За" проголосовали 14 479 802 112, "против" – 4 860 814, "воздержались" – 3 032 511.

Евсей Гурвич работал независимым членом набсовета Сбербанка с 2014 г., Белла Златкис – член  с 1996 г. За нее отдано 644 422 935 голосов, минимальное число голосов, обеспечившее вхождение в набсовет, набрал Геннадий Меликьян – 1 863 314 230.

Выход из набсовета Беллы Златкис был запланирован, сообщил после годового общего собрания акционеров Греф. Был выбор: либо сокращать количество независимых директоров, либо своих. "Для нас было критически важно поддержать долю независимых директоров", – сказал он. На вопрос о том, действительно ли это была инициатива самой Златкис, Греф ответил утвердительно. "Она сама предложила такой путь. С ее перспективами нахождения в банке это никак не связано", – заключил он.

Человек, близкий к набсовету Сбербанка, подтвердил, что это было ожидаемо: в набсовет нужно было ввести больше независимых директоров, для этого необходимо было отказаться от собственных. Другой человек, близкий к набсовету, также сказал: сегодня было принято новое положение о наблюдательном совете, по которому пять человек из совета должны быть независимыми. Основной акционер не голосовал за Златкис, а иностранные голосовали за своих, объясняет председатель комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами Антон Данилов-Данильян. Он добавил, что вместо Златкис акционеры ввели в набсовет министра финансов Антона Силуанова в качестве независимого директора. "На деятельность банка исключение Златкис не повлияет, она остается членом правления", – рассказал член союза миноритарных акционеров Дмитрий Удалов.

Сама Белла Златкис не голосовала за свою кандидатуру, сообщила "Интерфаксу" сама зампред правления. "Мы проголосовали за независимых [директоров]. Мы только что проголосовали за устав, где у нас одна пятая независимых. И для того, чтобы взять независимых, нам надо было пожертвовать одним человеком от нас, и у меня лично не было вопросов", - сказала Златкис.

За снижение дивидендов

Акционеры Сбербанка также одобрили предложенное сокращение дивидендов за 2014 г. до 45 коп. на акцию. Таким образом, госбанк направит на выплаты акционерам 3,5% чистой прибыли по МСФО, или 10 млрд руб., по сравнению с 20% чистой прибыли (72 млрд руб.), выплаченными за 2013 г.

Греф, выступая на годовом собрании акционеров в пятницу, обосновал снижение дивидендов тем, что Сбербанк принципиально не намерен "залезать в карман государства" и размывать доли акционеров. По его оценке, в следующем году банк сможет вернуться к обычному уровню дивидендов в 20% от чистой прибыли. В такой непростой период "мы для себя сделали выбор в пользу устойчивости нашего развития", отметил он.

На первое место в ходе общения с акционерами вышла дивидендная политика, комитет дважды рассматривал эту тему, рассказал Данилов-Данильян. "Мы пришли к выводу, что придется поступиться определенными завоеваниями, в том числе той планкой – 20% чистой прибыли, которая была достигнута по итогам 2013 г., для того чтобы банк обеспечил себе устойчивое развитие", – сказал он. Это ни в коем случае не результат деятельности менеджмента – он сделал максимум, это влияние внешних факторов, указал Данилов-Данильян.

Член комитета миноритарных акционеров Алексей Навальный, присутствовавший на собрании, недоволен тем, что дивиденды снижают. «Я понимаю, что это сейчас не зависит от менеджмента банка. Я же не могу требовать от Грефа, чтобы он остановил войну или поменял экономическое состояние страны», – сказал он "Ведомостям".