В апреле страховщики удвоили продажи полисов ОСАГО

После долгих сопротивлений они открывают двери автомобилистам
Автовладельцы бросились покупать полисы ОСАГО, пока они еще раз не подорожали
Автовладельцы бросились покупать полисы ОСАГО, пока они еще раз не подорожали / Владимир Смирнов / ТАСС

С 12 апреля базовый тариф ОСАГО вырос на 40%, а тарифный коридор, в котором страховщики вольны устанавливать цену полиса, расширился до 20% (было 5%). Лидеры рынка, кроме «Росгосстраха», установили максимальные тарифы ОСАГО в подавляющем большинстве регионов – и цена полиса значительно выросла, в некоторых случаях сразу на 60%.

«В столицах регионов мы теперь продаем ОСАГО, – сообщал в конце апреля директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев, – но специальных усилий для повышения продаж предпринимать не собираемся. У «Ингосстраха» сборы по ОСАГО будут расти органически из-за повышения тарифов. Компания нацелена продвигать ОСАГО среди тех, кто приходит в «Ингосстрах» страховаться по добровольным видам».

Среди лидеров по росту продаж оказалось даже «Согласие» – хотя эта страховая компания предупреждала, что ОСАГО перестало быть для нее приоритетным из-за высокой убыточности. «Согласие» продало в апреле 70% от числа полисов, проданных в I квартале, следует из данных РСА. В начале апреля многие клиенты приходили заранее, чтобы успеть продлить полис до повышения тарифов, ничего кардинально не менялось, говорит директор департамента андеррайтинга и управления продуктами «Согласия» Дмитрий Кузнецов: «Решили продолжить работать с ОСАГО, основные регионы все те же – Москва и Санкт-Петербург».

Из предварительной статистики Российского союза автостраховщиков (РСА; документ есть у «Ведомостей») следует, что за апрель страховщики продали половину от числа полисов ОСАГО, проданных в I квартале 2015 г. (см. таблицу).

В начале года крупнейшие страховщики старались не усердствовать на рынке ОСАГО – закрывали точки продаж в столицах регионов, не продавали полисы без дополнительных услуг, просто отказывали; а объясняли свое поведение тем, что ОСАГО стало очень убыточным.

Автовладельцы бросились покупать полисы ОСАГО, пока они еще раз не подорожали

Предыдущее повышение цен состоялось в октябре прошлого года и составило 23–30%. ЦБ, увеличивая тарифы, выдвинул страховщикам условие не увиливать от продаж и обещал ежедневные проверки на местах, говорил зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Продажи полисов ОСАГО и должны были вырасти у всех – на совещаниях в ЦБ в конце марта и в апреле страховщики обещали закончить саботаж, гарантировали, что в регионах проблем с приобретением ОСАГО не будет, говорит крупный страховщик.

«Многие клиенты побежали покупать полисы до подорожания. В начале апреля за один день продавалось столько, сколько обычно за неделю. Мы не ставим задачу по наращиванию продаж», – объясняет рост в апреле руководитель управления методологии обязательных видов страхования «Альфаcтрахования» Денис Макаров. Его компания продала за апрель более половины от числа полисов, проданных в I квартале.

После объявления ЦБ новых тарифов на ОСАГО РСА сообщил о всплеске продаж, максимум пришелся на 31 марта (243 000 полисов) и 10 апреля (234 000). 10 апреля 2014 г. cтраховщики продали 170 000 полисов ОСАГО.

Медленнее всех продажи росли в апреле у двух компаний из первой десятки – «Ренессанс страхования» и СГ «Уралсиб». Их представители не ответили на запрос.

После 12 апреля число жалоб на страховщиков резко упало, увеличивается число точек продаж, улучшается качество продаж, разве что проблему навязывания дополнительных услуг пока удается решить с трудом, констатировал ранее Чистюхин. Главная проблема – сложно разделить кросс-продажи и навязывание услуг, объяснял он.

По данным начальницы управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы Ольги Сергеевой, жалоб на невозможность купить ОСАГО или навязывание услуг не стало меньше, зато с ростом тарифов выросла и стоимость навязываемых услуг – до 3000–5000 руб.