Лицензий лишились еще три банка
Самый крупный из них – московский КБ «Транспортный» – занимал 103-е место в банковской системе страны по размеру активовБанк России с 20 мая отозвал лицензии у двух столичных банков – АО "Профессионал банк" ("Пробанк") и ООО "Коммерческий банк "Транспортный", а также у череповецкого ОАО "Коммерческий банк социального развития "Бумеранг". Во всех трех организациях введена временная администрация, все три являются участниками системы страхования вкладов. В прошлый раз ЦБ отзывал банковские лицензии неделю назад, 13 мая. Тогда лицензий лишились московский "Траст капитал банк", петербургский Стройкомбанк и екатеринбургский Плато-банк.
Из нынешней тройки самый крупный – банк "Транспортный". По данным отчетности на 1 мая 2015 г., по величине активов он занимал 103-е место в банковской системе страны, Пробанк – 414-е, "Бумеранг" – 594-е.
У "Транспортного" много вкладов – порядка 40 млрд руб. Эта сумма близка к объему фонда обязательного страхования вкладов АСВ – без учета резерва для выплат по наступившим страховым случаям он составил 69 млрд руб. по состоянию на 30 марта.
"Транспортный" банк лишился лицензии в связи с полной утратой капитала, говорится в сообщении регулятора. "ООО «КБ «Транспортный» проводило высокорискованную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы. В результате формирования резервов, адекватных принятым рискам, кредитная организация полностью утратила собственные средства (капитал)", – говорится в пресс-релизе. Также ЦБ сообщил, что в 2014 г. банк был вовлечен "в проведение транзитных сомнительных операций в крупных объемах". "Ввиду низкого качества активов кредитной организации осуществление процедуры финансового оздоровления ООО «КБ «Транспортный» с привлечением государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» на разумных экономических условиях не представлялось возможным", – добавил Банк России.
В конце апреля портал "Банки.ру" со ссылкой на информированный источник на банковском рынке сообщил, что ЦБ с 21 апреля отключил банк «Транспортный» от системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП), что может свидетельствовать о недостатке ликвидности у кредитной организации. Пользователи портала "Банки.ру" тогда же жаловались на задержки в переводах зарплаты на карты этого банка. 16 апреля «Транспортный» сообщил через свой сайт, что прекратил прием новых вкладов и дополнительных взносов в уже открытые вклады в соответствии с предписанием ЦБ. Заключенные до той даты договоры банк обещал исполнять в обычном режиме, «включая начисление и выплату процентов и возврат вкладов». "Банки.ру" отмечает, что это сообщение с сайта банка быстро удалили.
22 апреля стало известно, что «Эксперт РА» понизило рейтинг банка «Транспортный» с В+ до В. Причины: отрицательная рентабельность бизнеса – минус 23% за год, низкий уровень достаточности капитала Н1.0 – 10,7%, Н1.2 – 6,2% при регуляторном минимуме в 10 и 6% соответственно. У банка страдает обеспечение активов – с учетом ценных бумаг, поручительств и гарантий оно составляет 72,8% портфеля, без них – всего 14,6%. Еще одна причина – сейчас «банк осуществляет платежи на бумажном носителе, а не в электронном формате, что увеличивает сроки проведения операций». Представитель агентства отказался комментировать столь редкое обоснование для снижения рейтинга. То, что банк проводит платежи в бумажном виде, означает, что он был отключен от Межрегионального центра обработки информации Банка России, объяснял "Ведомостям" источник среди казначеев. Это подтверждал и один из аналитиков. Фактически банк не может принимать и проводить рублевые платежи – платежная система ЦБ не пропустит этот платеж, указывал собеседник «Ведомостей».
7 мая сайт банка "Транспортного" сообщил, что банк ищет инвестора, который сможет увеличить его капитал, напоминает "Банки.ру". В пресс-релизе говорилось, что банк продолжает работу, "обеспечивая бесперебойное проведение расчетов и выполнение в полном объеме всех своих обязательств перед клиентами и контрагентами".
КБ "Транспортный" – средний банк с головным офисом в Москве, деятельность которого была направлена на кредитование и обслуживание счетов коммерческих организаций, привлечение средств граждан во вклады, валютные операции, сообщает "Банки.ру". Также банк занимался кредитованием физлиц. Из раскрываемой информации следует, что 61,1% акций "Транспортного" принадлежит Александру Мазанову, 12,6% контролирует Дмитрий Сорокин через ЗАО «Аркадуа лимитед», 7,3% – Олеся Серебренникова, а также среди бенефициаров есть два гражданина Республики Кипр.
Пробанк регулятор обвинил в неоднократном нарушении требований закона о борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма, "в том числе в части своевременного направления в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю". Также ЦБ уличил банк в проведении сомнительных транзитных операций. В марте Пробанк получил предупреждение от ЦБ в связи с неисполнением закона об отмывании. В апреле ЦБ привлек Пробанк к административной ответственности, портал "Банки.ру" отмечал, что причину регулятор не назвал.
Череповецкий комсоцбанк "Бумеранг" лишился лицензии в связи с неудовлетворительным качеством активов, не генерировавших достаточный денежный поток, и неспособностью своевременно исполнять обязанности перед кредиторами.