Минфин готов скостить цену ОСАГО для аккуратных и небогатых водителей

Страховщики надеются на помощь из бюджета
Чиновники реанимировали идею РСА о гибких тарифах по ОСАГО
Чиновники реанимировали идею РСА о гибких тарифах по ОСАГО / А. Астахова / Ведомости

Минфин предлагает ввести социальный коэффициент для ОСАГО, который мог бы снижать стоимость страхового полиса, следует из его доклада (есть у «Ведомостей») и подтверждает представитель Минфина. Закон об ОСАГО уже предусматривает льготы для инвалидов и их детей. Они имеют право на компенсацию 50% премии по ОСАГО из федерального бюджета. Также закон позволяет органам местного самоуправления расширять перечень льготников. Но расширение этой статьи – это увеличение расходов федерального бюджета, указывает замминистра финансов Алексей Моисеев. «Наша позиция – пока двигаться в сторону большего регулирования тарификации», – говорит он.

«Если мы говорим о социальной компенсации, то ее нужно закладывать в закон. В законе все прописано и всем ясно. А тарифы могут изменяться ЦБ лишь раз в полгода», – говорит вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. Если для кого-то стоимость ОСАГО понизится, то для других граждан – обязательно повысится, полагает заместитель гендиректора СК «РЕСО-гарантия» Игорь Иванов, без вливания в систему из бюджета должно произойти перераспределение премий, которые собирает рынок, «чтобы он был сбалансированным».

Ранее зампред Центробанка Владимир Чистюхин также отмечал, что теоретически может быть всего три источника финансирования помощи малоимущим: федеральный или региональный бюджеты и средства страховщиков. Сейчас ЦБ устанавливает тарифный коридор, в пределах которого компания может выбирать свой базовый тариф для каждого региона. Это значение умножается на ряд поправочных коэффициентов: возраста/стажа, мощности и места регистрации автомобиля и др. В зависимости от аварийности применяется коэффициент бонус-малус. Текущая система регулирования поправочных коэффициентов в ОСАГО позволяет тщательно учитывать разные категории граждан при расчете стоимости ОСАГО, уверен Моисеев.

«По нашим оценкам, которые требуют актуарной проверки, некоторые категории из малоимущих граждан являются безопасными водителями. Например, у пожилых водителей большой опыт вождения и они водят довольно аккуратно. Водители из многодетных семей тоже водят скорее аккуратно», – отмечает он. Минфин предлагает ЦБ рассмотреть возможность модификации тарифной системы: добавить гибкости тарифному коридору и различным коэффициентам, говорит замминистра. Например, можно расширить градацию для коэффициента «возраст/стаж», уточняет он, сейчас этот коэффициент является лишь надбавкой для молодых водителей, также можно было бы предусмотреть скидку другим категориям. В апреле президент поручил проработать меры по поддержке малоимущих граждан в связи с подорожанием ОСАГО.

Ранее Российский союз автостраховщиков (РСА) уже предлагал ЦБ сделать больше градаций тарифа по стажу и возрасту. Статистика РСА подтверждала, что аварийность некоторых возрастных сегментов сильно недооценена – старшие и более опытные водители субсидируют молодых и менее опытных, переплачивая за полис ОСАГО. Но тогда ЦБ проигнорировал предложение союза. Представитель союза комментировать предложения Минфина по существу не стал.

Пресс-служба ЦБ вчера на запрос «Ведомостей» не ответила.