Иррациональные поступки вредят индивидуальным инвесторам
За импульсивные действия там, где нужен трезвый расчет, инвесторы платят из собственного карманаЕсть ли у розничного инвестора реальный шанс заработать на фондовом рынке? Бывает, что основной преградой на пути к успеху на поприще инвестиций становится он сам, говорят эксперты. Там, где нужны рациональные действия, инвесторы часто принимают импульсивные решения, систематически повторяют одни и те же ошибки. И за них приходится расплачиваться им самим.
В качестве защиты от собственных дурацких поступков профессор Принстонского университета Бертон Малкиэл и финансовый гуру Уоррен Баффетт советуют розничным инвесторам вкладываться в пассивные индексные фонды, доверив их управляющим инвестиционные решения.
Если же инвестор – на свой страх и риск – самостоятельно выходит на фондовый рынок, возможно, ему поможет анализ типичных ошибок, свойственных индивидуальным игрокам. Причины некоторых таких ошибок изучают специалисты в области behavioral finance («поведенческие финансы» – концепция, описывающая влияние эмоций и различных психологических факторов на финансовое поведение инвесторов).
«Разобравшись в систематических ошибках, возможно, вы начнете задавать себе вопросы, которые иначе бы не возникли», – говорит профессор финансов Университета Флориды Джей Риттер, специализирующийся на behavioral finance.
В последнее время появились сразу три свежих исследования в области behavioral finance, выявивших некоторые из таких закономерностей.
Думай, что продаешь
Сэмьюэл Хартцмарк, профессор из Университета Чикаго, утверждает, что и розничные инвесторы, и управляющие паевых фондов чаще продают акции, которые дорожают или дешевеют сильнее, чем остальные инструменты в их портфеле. Исследование Хартцмарка опубликовано в апрельском номере Review of Financial Studies.
Хартцмарк называет этот феномен «эффектом ранга». Если посмотреть на инвесторов, в портфелях которых есть одинаковые акции, он обязательно проявится, утверждает профессор. Больше вероятности, что продавать эти акции будет тот инвестор, в чьем портфеле они показывают наилучшие или, наоборот, наихудшие результаты.
Та же закономерность прослеживается в работе со счетами, по которым инвесторы платят налоги с отсрочкой. А это означает, что продажа самых убыточных на данный момент бумаг вовсе не связана с желанием зафиксировать убыток, чтобы показать меньшую прибыль и оптимизировать налоги, говорится в исследовании.
Его результаты также показывают, что инвесторы, медитируя над финансовыми отчетами, используют фактор роста или падения как простейшую аналитику для принятия решения о продаже, утверждает Хартцмарк.
Беда такого инвестора в том, что он бессознательно сужает число кандидатов на продажу и может не заметить какие-то акции, которые объективно стоило бы продать, отмечает он. «Нужно просто отдавать себе отчет в том, что вы делаете, чтобы не пропустить что-то более важное, – советует Хартцмарк. – Если вы это осознаете, то с автоматизмом легче справиться».
Доверяйте иностранному
Авторы другого исследования пришли к выводу, что инвесторы доверяют меньше денег паевым фондам, если ими управляют люди с иностранными фамилиями, чем таким же фондам, менеджеры которых носят типично американские фамилии.
Чтобы понять, какие фамилии обладают иностранным колоритом, исследователи попросили группу респондентов выбрать из предложенных вариантов «американские» и «иностранные».
Темперамент имеет значение
Еще 60 лет назад Бенджамин Грэхем, которого сам Уоррен Баффетт считает своим учителем, в классическом труде «Разумный инвестор» доказал, что «...обычные люди, имеющие более подходящий для инвестирования темперамент, зарабатывают гораздо больше тех, кто этим качеством не обладает, даже если они хорошо разбираются в финансах, бухучете и фондовом рынке».
Другую группу респондентов они попросили «инвестировать» $100, разделив их между двумя похожими индексными фондами, привязанными к S&P 500, одним из которых управляет человек с «иностранной» фамилией, а другим – с «американской». В некоторых случаях фонды под управлением «иностранцев» предлагали меньшие комиссионные, в некоторых это делали фонды под управлением «американцев».
Два фонда, привязанных к одному и тому же индексу, принесут примерно одинаковый доход до вычета комиссионных. Следовательно, «рациональный инвестор должен выбирать тот фонд, который дешевле», говорит профессор финансов Университета Мангейма и соавтор исследования Александра Ниссен-Руенци.
Но участники эксперимента «инвестировали» в среднем на $11 больше в фонды с «американскими» управляющими независимо от размера комиссионных, отмечает второй соавтор – профессор финансов Университета Майами Алок Кумар.
Исследование Ниссен-Руенци и Кумара будет опубликовано в одном из ближайших номеров Review of Financial Studies.
Не смотрите на котировки управляющего
Американские инвесторы неоправданно много внимания уделяют росту акций самой управляющей компании фонда, следует из третьего исследования. В нем речь идет о склонности инвесторов больше доверять паевым фондам, материнские управляющие компании которых с точки зрения роста котировок показывают результаты лучше рынка.
У большинства исследованных компаний принадлежащие им паевые фонды были не главным источником дохода. Это значит, что приток клиентских денег в их фонды не сильно влияет на рост котировок самой материнской компании, отмечает профессор Университета Техаса в Остине и соавтор исследования Клэменс Сайалм.
В исследовании также анализируются данные публичных T. Rowe Price и Janus Capital, но не учитываются результаты таких крупных управляющих, как Vanguard и Fidelity Investments, поскольку их акции не торгуются на биржах. Исследование будет опубликовано в Management Science.
Инвестирование в фонды, принадлежащие процветающим компаниям, имеет вполне рациональное объяснение, говорит Сайалм. Успешные компании больше инвестируют в продукты и сотрудников, а компании, находящиеся в трудном финансовом положении, инвестируют меньше, добавляет он.
Между тем авторы исследования не нашли подтверждений тому, что фонды, принадлежащие успешной компании, и сами показывают лучшие результаты, чем аналогичные фонды конкурентов. «Есть много примеров, когда материнская компания процветает по сравнению с конкурентами, а ее паевые фонды – нет», – говорит Сайалм.
Розничные инвесторы «могут улучшить свои финансовые результаты, если будут вести себя более рационально», резюмирует он.
Использованы материалы WSJ