Мегасанатора может возглавить Михаил Кузовлев

Сейчас он предправления Банка Москвы, проходящего процедуру финансового оздоровления
Михаил Кузовлев проводит самую дорогую санацию в России
Михаил Кузовлев проводит самую дорогую санацию в России / Д. Абрамов / Ведомости

Функция мегасанатора может быть закреплена за Агентством по страхованию вкладов (АСВ), объявил на прошлой неделе замминистра финансов Алексей Моисеев. Эту работу может взять на себя, например, дочерний банк агентства – «Российский капитал», предположил он.

Предложение заняться этим проектом получил предправления Банка Москвы Михаил Кузовлев, рассказал «Ведомостям» один из финансистов и подтвердили человек, близкий к Минфину, и госбанкир. О конкретной должности речи пока не идет, говорят все трое. Возможно, Кузовлев возглавит «Российский капитал», если этот банк утвердят в качестве мегасанатора, полагает один из собеседников «Ведомостей», а другой говорит, что пока ему предлагают просто заняться данным проектом. Кандидатуру Кузовлева поддержали Минфин и правительство, знает один из собеседников «Ведомостей». Правительство не обсуждало Кузовлева, возражает чиновник финансово-экономического блока. Связаться с пресс-секретарем премьера Натальей Тимаковой вчера вечером не удалось, запрос в Минфин остался без ответа.

«У Кузовлева может быть интерес к этому проекту: ВТБ планирует присоединить дочерние банки, этот процесс технический, и топ-менеджер такого уровня, как Кузовлев, для него не требуется», – рассуждает один из финансистов.

Дорогая медицина

295 миллиардов рублей под 0,51% годовых на 10 лет получил ВТБ от Центробанка (через АСВ) на санацию Банка Москвы в 2011 г. В конце прошлого года срок кредита был продлен на пять лет в связи с тем, что из-за кризиса качество кредитов Банка Москвы еще ухудшилось. До конца года Банк Москвы должен быть присоединен к ВТБ

«У Кузовлева есть опыт управления банком как в обычных условиях, так и в кризисных. [В Банке Москвы] он приобрел хороший опыт работы с проблемными активами, выстраивания отношений с различными категориями клиентов и взаимодействия с органами власти», – говорит президент Аудиторской палаты России Александр Турбанов, в 2004–2012 гг. – гендиректор АСВ, замечая, что он высоко оценивает деловые и человеческие качества Кузовлева.

Кузовлев передал через представителя Банка Москвы, что отказывается от комментариев.

Правда, будет ли создан мегасанатор, не ясно: против этого выступает ЦБ. Он готов обсуждать идею единого банка-санатора, заявила вчера председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, отметив преимущества такой схемы: оперативность, отсутствие сложных конкурентных процедур и возможность консолидации сразу нескольких банков. Но рисков все же больше: дальнейшее огосударствление банковского сектора, 60% активов которого и так принадлежат госбанкам, монополизация санации госструктурой, что приведет к снижению интереса частного капитала, завышенные затраты на санацию проблемного банка в отсутствие конкуренции, перечислила Набиуллина.

Завершить обсуждение этого вопроса ЦБ надеется весной, уточнил зампред ЦБ Михаил Сухов. «Я не вижу какого-то переизбытка участия государства в этой сфере, потому что в последние годы «Российский капитал» санировал только один банк («Эллипс банк». – «Ведомости»). Остальные банки санировались на основе коммерческих банков, государственных среди них не было», – сказал он (цитата по ТАСС).

Набиуллина предлагает другой механизм: потенциальный инвестор выделяет на санацию свои средства, а также получает беззалоговый кредит от ЦБ. Стоимость кредита должна быть рыночной, а срок санации – до года. Банкир, знакомый с обсуждением этой концепции, называл это «механизмом дружественной санации»: проблемный банк и банк-санатор будут договариваться самостоятельно. По мнению Набиуллиной, такой механизм повысит интерес частных инвесторов к санации и позволит решить проблему некоторых банков как можно раньше.

«Нам было бы интересно использовать данный механизм. Логично, чтобы в механизме санации принимали активное участие именно частные банки. Регулятор мог бы предоставлять частным игрокам финансирование на рыночных условиях и на относительно небольшой срок (к примеру, полгода или год). Но механизм этот заработает, лишь если оздоровление будет начинаться на ранней стадии «болезни», а не тогда, когда государство оказывается перед выбором: отзыв лицензии или санация. На ранней стадии схема была бы интересна и государству, поскольку размер господдержки оказался бы в разы меньше», – говорит первый вице-президент Бинбанка Александр Лукин.

Другие санаторы относятся к идее скептически.

«Это, по сути, заградительный тариф, – говорит топ-менеджер банка из топ-30, участвовавшего в санации. – В нынешних условиях банкам с трудом хватает средств на собственные нужды, что говорить о том, чтобы выделить средства на санацию другого банка. Санация тем и интересна, что позволяет расширить бизнес и получить дешевые деньги государства». Его также смущает срок, на который ЦБ будет давать беззалоговый кредит, – за один год санировать банк невозможно, в среднем на это уходит 4–5 лет.