«Рус-рейтинг» оценит надежность Сбербанка за 50 копеек
Госбанк решил получить рейтинг по национальной шкалеСбербанк вскоре получит первый рейтинг от российского агентства – тендер госбанка выиграл «Рус-рейтинг», следует из документации на сайте банка. «Рус-рейтинг» предложил минимальную цену: 50 коп. – за присвоение кредитного рейтинга и еще по 50 коп. – за присвоение рейтингов биржевым структурным облигациям в рублях, долларах и евро. Эти рейтинги будут действовать в течение двух лет.
«Этот договор распространяется только на определенные услуги для Сбербанка, но у нас есть и другие, на которых мы сможем заработать в будущем. Кроме того, мы рейтингуем половину банковского сектора России, если считать по совокупности активов рейтингуемых банков, поэтому наличие рейтинга крупнейшего банка России усилит нашу позицию на рынке», – объяснил ценообразование совладелец (49% капитала) и председатель совета директоров «Рус-рейтинга» Александр Зайцев.
«Изначально инициатива получить рейтинг российского агентства исходила от меня, после чего Сбербанк решил организовать тендер», – добавил он. Запрос в Сбербанк остался без ответа.
Не ради денег
Финансисты иногда соглашаются работать за символические деньги. Обычно это происходит, когда клиент очень статусный или сделка очень велика и может обеспечить высокие места в рейтингах. В 2010 г. на инвестбанках экономил Минфин, утвердив вознаграждение агентам за размещение еврооблигаций на $17,8 млрд 350 млн руб., или 0,07%. «Это жесткая цифра, связанная с экономией бюджетных средств», – объяснял замминистра финансов Дмитрий Панкин. К числу таких клиентов относится и Сбербанк. В 2007 г. Credit Suisse и JPMorgan получили за SPO Сбербанка на 230 млрд руб. менее 250 млн руб., или 0,08% от суммы сделки.
В тендере участвовали все российские агентства. «Эксперт РА» и Национальное рейтинговое агентство (НРА) предложили цены 600 000 руб. AK&M – 470 000 руб.
«Одной из важных частей анализа при вынесении кредитного рейтинга банку является оценка его кредитного портфеля. Для такого системообразующего банка, как Сбербанк, это очень трудоемкая работа, на которую может уйти не один месяц и для которой мы планировали привлечь порядка 10 аналитиков. Поэтому даже 400 000 руб. – заниженная цена. По нашим оценкам, себестоимость рейтингового анализа такого банка составит около 1 млн руб. Но понятное дело, что присвоить рейтинг Сбербанку – это большая честь и визитная карточка для агентства», – говорит гендиректор AK&M Зоя Ларькина.
«Эта проблема связана с законом, который регулирует закупки госкомпаний. Из него следует, что тендеры изначально предполагают предложение более низкой цены для победы в тендере/конкурсе. Закон устарел и требует усовершенствования», – считает гендиректор НРА Виктор Четвериков.
«Тяжело продвигать продукты рынка для компаний, у которых есть рейтинги «большой тройки», только потому, что количество нормативных актов, которые учитывают рейтинги «большой тройки», на порядок выше, чем локальных. Надеемся, что с принятием законопроекта о рейтинговых агентствах ситуация изменится», – говорит Зайцев.
Сейчас у Сбербанка есть рейтинги Fitch и Moody’s. Получение рейтинга у агентств «большой тройки» стоит в десятки раз дороже, чем у российских, сказал человек, знакомый с их работой: «Обычно цена – $50 000–100 000 за год рейтинга». Цену в $100 000 назвал другой человек, сотрудничающий с агентствами «большой тройки».
Источник, близкий к Сбербанку, связывает его желание получить рейтинг российского агентства с политикой: «Если «большая тройка» в очередной раз решит понизить рейтинг России или же вообще прекратит рейтинговать российские компании, которые под санкциями, то у банка будет хоть какой-то рейтинг, который будет признавать ЦБ».