В апреле ОСАГО подорожает в среднем на 40-60%

На Камчатке и в Мордовии тариф вырастет почти вдвое, сообщил ЦБ
С апреля за страховку автомобиля придется платить больше
С апреля за страховку автомобиля придется платить больше / М.Стулов / Ведомости

ЦБ в апреле повысит тарифы по ОСАГО в среднем на 40-60%, следует из указания регулятора о новых тарифах.

Страховщики просили ЦБ с учетом инфляции повысить стоимость ОСАГО почти на 100%. Расчеты ЦБ показали, что "в ряде случаев тарифы нужно повышать даже явно больше, чем это делаем мы сейчас", говорит зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Это, по его словам, показали расчеты, которые для ЦБ сделали специалисты Московского государственного университета, но социальный фактор не позволяет этого делать.

Повысить тарифы по ОСАГО регулятор обещал страховщикам в апреле, когда начнут действовать повышенные лимиты выплат по ущербу жизни и здоровью – 500 000 руб. вместо 160 000 руб., а возмещение будет производиться по специальной таблице, где каждой травме определена своя цена. Предыдущее повышение (единственное с 2003 г.) состоялось в октябре прошлого года, когда вырос лимит выплат за имущественный ущерб – со 120 000 руб. до 400 000 руб. Тогда был введен тарифный коридор и базовая ставка выросла на 23–30% с 1980 руб. до 2440–2574 руб.

В этот раз ЦБ рассчитывает с 12 апреля повысить базовую ставку автомобилей категории "В" еще на 40% до 3432-4118 руб. Одновременно регулятор расширит границы тарифного коридора, в рамках которого страховщики могут конкурировать в цене, до 20%. Это позволит компаниям в особо убыточных регионах повысить стоимость ОСАГО на 60%.

Также ЦБ скорректирует территориальные коэффициенты (учитываются при расчете стоимости ОСАГО). Они начнут действовать с 1 апреля, следует из указания ЦБ. Повышение региональных коэффициентов коснется 11 субъектов РФ, в них рост тарифов составит не менее 60%: Камчатский край, Республики Адыгея, Мордовия, Чувашия, Марий Эл, Мурманская, Амурская, Воронежская Ульяновская, Курганская и Челябинская области. Еще 11 регионов ждет понижение региональных коэффициентов: Республики Дагестан, Тыва, Ингушетия, Забайкальский край, Чеченскую, Ленинградскую Магаданскую области, Еврейскую автономную область, Ленинградскую область, Чукотский автономный округ и Байконур.

Сильнее всего территориальные коэффициенты в абсолютном значении вырастут в Камчатском крае и Республике Мордовия – на 25%, а Магаданскую область ждет максимальное снижение – на 41%, отмечает Чистюхин.

Чтобы росла не только стоимость ОСАГО, но и размер выплат, по словам Чистюхина, до 16 апреля Российский союз автостраховщиков внесет изменения в справочники стоимости запчастей (используются при определении размера выплаты по имуществу) – цены на запчасти в них увеличатся на 20-25%.

“Мы результатом довольны частично. Больше довольны конструктивной позицией ЦБ, который досконально разобрался в ОСАГО”, - говорит первый зампредправления “Согаза” Николай Галушин. По его мнению, “повышение тарифов на фоне нововведений в закон об ОСАГО по-прежнему будет недостаточно”.

“Я очень надеюсь, что автомобилисты заметят качественные изменения очень быстро”, - говорит руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров: мы, пересмотрим и возвратим продажи в тех каналах, на которые были наложены ограничения из-за с высокой убыточности ОСАГО.

Регионов, в которых страховщики установят базовую ставку по минимальному значению тарифного коридора будет немного, считает Макаров. “Это точно будет Москва и область, ряд городов в центральной части. В ближайшие две недели мы будем вести расчет, говорит он.

Cтраховщики в ответ на повышение тарифов должны осуществить ряд мер, отмечает зампред ЦБ: они должны начать возвращаться в центральные точки регионов, нормализовать продажи полисов ОСАГО и исполнение обязательств по ним. “Также мы рассчитываем, что клиенты смогут забыть об очередях и навязывании дополнительных услуг. Это должна быть дорога с двухсторонним движением”, - говорит он.

ЦБ, по словам Чистюхина, подключит территориальные учреждения, чтобы первые несколько недель они в виде мониторинга ежедневно выходили на место и проверяли, как компании разворачивают свой бизнес на местах.

Если страховщики не выполнят свои обязательства, очевидно, что ни со стороны общества, ни со стороны регулятора говорить о дальнейших шагах навстречу будет нельзя”, - заключает он.