Андрей Белоусов дал России пять лет на структурные реформы
У России осталось пять лет на структурные реформы, предупреждает министр экономического развития Андрей Белоусов. Без них российскую экономику ждет стагнацияЧерез пять лет начнется перестройка мирового энергетического баланса, которая может привести к снижению мировых цен на нефть на 20–30% – с нынешних $100 до $70–80, заявил вчера Белоусов на коллегии Минэкономразвития: «Критически необходимо, чтобы Россия вошла в этот период с завершенными преобразованиями хотя бы по основным параметрам».
Катастрофы за углом нет, но то, что экономика серьезно тормозит и реформы нужны, очевидно, говорит главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров: «Белоусов сгущает краски, но без этого протолкнуть реформы невозможно». Но даже при запуске реформы добиться в 2014–2016 гг. роста экономики на 5–6% нереально, эффект от преобразований будет через 3–5 лет, отмечает эксперт. По мнению Тихомирова, вызовом ближайших лет станет сокращение работоспособного населения.
По мнению Белоусова, за пять лет власть должна провести масштабные реформы, стоимость которых он оценил в 7,5% ВВП, или 3,5–5 трлн руб. в год. Это реформы здравоохранения и образования (1,7% ВВП), бюджетного сектора, пенсионной системы и ЖКХ (еще 0,6%), модернизация армии (1,5%), строительство новых дорог и генерации (1,8%), развитие Дальнего Востока и Калининграда (0,4%), сокращение нефтегазового дефицита через развитие несырьевой промышленности (еще 1,5% расходов).
При темпах роста ВВП на 3% ежегодно и с учетом того, что через бюджетную систему перераспределяется только треть прироста ВВП, нужный для реформ капитал удастся накопить только через 10 лет, и еще пять лет уйдет на сами преобразования. Столько времени у России нет, констатировал Белоусов: «Окно возможностей составляет три, четыре, максимум пять лет».
Найти деньги на реформы можно, ускорив экономический рост до 5–6% в год. Для этого Белоусов предлагает наращивать инвестиции и несырьевой экспорт, повышать производительность труда, развивать малый и средний бизнес. Валовые и национальные сбережения составляют почти 30% ВВП, а сами инвестиции в основной капитал – только 20% ВВП. Уже через три года объем инвестиций можно увеличить до 25%, если улучшить инвестклимат, понизить ставки и реализовать крупные инфраструктурные проекты, уверен Белоусов. Объемы несырьевого экспорта он считает «позорными». При ВВП в $2 трлн и объеме машиностроения в $173 млрд Россия экспортирует машинное оборудование на $27 млрд – это показатели Южной Кореи и Тайваня 20 лет назад. Дело не только в низком качестве российской продукции, но и в неразвитости инструментов поддержки экспорта, констатировал министр.
Если реализовать эти четыре меры, то уже в 2014–2016 гг. экономика выйдет на траекторию 6%-ного роста, а затем ускорится до 7% или даже больше, обещает Белоусов. Четыре процентных пункта роста дадут увеличение потребления вслед за повышением производительности труда и реальной зарплаты. Еще 3 п. п. – за счет роста инвестиций и 0,5–1 п. п. – за счет наращивания экспорта. Ускорить реформы можно, если активнее тратить нефтегазовые доходы на инфраструктуру, но нужно политическое решение (см. врез). Сейчас снова, как в годы первых пятилеток, справедлива формула «потеря темпов равнозначна потере курса», резюмировал Белоусов.
Это речь не министра, а будущего помощника президента по экономике, полагают трое сотрудников Минэкономразвития. «Белоусов выступил с программной речью, по сути – с программой реформ, хотя обычно министры фокусируются на более узких задачах министерства на текущий год», – отмечает один из собеседников «Ведомостей».
Вероятность того, что Белоусов перейдет в администрацию президента, очень велика, подтверждает высокопоставленный сотрудник аппарата правительства: «Он изначально хотел туда, но не нашлось места, так как помощником стала Эльвира Набиуллина». Сам Белоусов вчера не стал опровергать возможный переход в Кремль: «Если будет такое решение президента и председателя правительства, я его, безусловно, исполню. Но для меня критически важно, чтобы курс работы министерства, то, что мы заложили за прошедший год, чтобы это все не изменилось и не пропало».