Клепач рассказал об оттоке из России почти всего дохода от дорогой нефти

undefined

Почти весь дополнительный доход от более высоких цен на нефть в этом году ушел в отток капитала из России – в экономике страны не осело почти ничего, считает бывший замминистра экономического развития, главный экономист ВЭБа Андрей Клепач. По его мнению, это напрямую вызвано опасениями новых санкций против России.

«Если мы посмотрим на динамику курса рубля <...> и отделение от динамики цен на нефть, то тоже это объясняется не тем, что эта зависимость [экономики от цен на нефть] исчезла, а тем, что практически весь выигрыш между нынешними ценами порядка $70 за баррель и тем, на что ориентировались раньше, еще в начале года, $50 с лишним, ушел в отток капитала, собственно говоря, почти ничего не осело внутри экономики, даже скорее несколько убавилось», – цитирует «Интерфакс» выступление Клепача на ежегодной конференции рейтингового агентства S&P.

S&P ранее отмечало снижение зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры. Однако Клепач подчеркнул, что нужно думать скорее не о снижении самой зависимости, а о том, как преобразовать высокие цены на энергоносители в рост экономики. По его оценке, это еще самый сложный вызов.

«Часто говорят о "сырьевом проклятье". Наша зависимость от нефти – это не проклятье, это, во-первых, реальность, а во-вторых, это определенное преимущество», – сказал экономист.

«То, что мы стерилизуем и убираем из экономики фактически весь [доход от более высоких цен на нефть], значительную часть прироста доходов, связанную с повышенными ценами на нефть [по бюджетному правилу], это не всегда благо, это хорошо, может, для рейтингов – стабильность бюджета и стабильность курса, но с точки зрения экономического роста это одна из главных причин, почему мы растем почти вдвое медленнее, чем страны с сопоставимым уровнем дохода», – считает Клепач.

Накануне ЦБ оценил чистый отток капитала из России в январе – октябре 2018 г. По оценке регулятора, он составил $42,2 млрд, увеличившись в три раза по сравнению с $14 млрд в аналогичном прошлогоднем периоде. Примерно половина этой суммы пришлась на операции банков по погашению внешних обязательств, другая половина – на покупки бизнесом зарубежных финансовых активов. Ранее ЦБ сообщал, что чистый вывоз капитала в январе – сентябре составил $31,9 млрд. Таким образом, в октябре он мог составить около $10,3 млрд.