Власти запускают эксперимент с бондовыми складами
Он призван упростить трансграничную интернет-торговлюВ ноябре начнется реализация пилотного проекта Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в области регулирования электронной торговли, направленного на ускорение и упрощение процедур доставки из иностранных интернет-магазинов, сообщил «Ведомостям» представитель ЕЭК. Пакет документов по этому проекту был принят ЕЭК еще в начале августа, а пилотный проект продлится до конца 2022 г.
Согласно документу, товары электронной торговли выводятся в отдельную категорию. Также вводится статус института оператора электронной торговли, утверждается форма таможенной декларации.
Товары, т. е. игрушки, можно будет хранить на специальных бондовых складах – таких, где они могут храниться неограниченный срок и во время хранения не облагаются пошлинами. Поскольку такой склад чисто юридическое понятие, то им может стать существующее арендованное складское помещение.
По словам первого заместителя руководителя ФТС Руслана Давыдова, оператор электронной торговли будет осуществлять декларирование товаров от имени получателя, что упростит оформление товаров. «Наиболее прогрессивной является существующая технология по взаимодействию с почтовым оператором АО «Почта России»: покупатель перечисляет денежные средства в счет будущих таможенных платежей непосредственно в момент покупки в зарубежном интернет-магазине, а «Почта России» уплачивает таможенные платежи от имени покупателя», – дополняет Давыдов.
Сотрудник пресс-службы «Почты России» отмечает, что создание бондовых складов увеличит объемы транзита через Россию, магазины смогут отказаться от срочной и дорогой авиадоставки, а сроки доставки сократятся с 2–4 недель до 1–4 суток по всей стране.
Бондовый склад позволит иностранным платформам хранить товары на территории России вблизи покупателей, при этом налоги и сборы будут выплачены только после того, как товар покинет склад.
Сейчас значительные объемы товаров направляются российским покупателям международных онлайн-платформ с бондовых складов в Прибалтике.
По информации Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем товаров, направляемых на отечественный рынок с бондовых складов на территории прибалтийских государств, превышает 1,5 млрд руб. в месяц, а потери бюджета за счет перетока трафика в соседние страны составляют до 25% от общего объема собираемых с трансграничных товаров пошлин.
Это значительные суммы, которые в случае реализации проекта ЕЭК могут вернуться в бюджеты стран – участниц комиссии. Согласно статистическим данным, которые ЕЭК предоставила «Ведомостям», за 2020 г. импорт товаров электронной торговли из третьих стран в ЕАЭС в сегменте b2c составил $5,48 млрд, 90% от них пришлось на Россию.
Эксперимент с внедрением бондовых складов в России планируется начать с игрушек, поскольку их безопасность особенно важна. В случае с трансграничной электронной торговлей сегодня соответствие товара нормам ЕАЭС не контролируется никак. Они могут не соответствовать даже нормам страны-изготовителя (чаще всего это Китай), поскольку направляются на экспорт. Для товаров, импортируемых через систему бондовых складов, вводится уведомительный порядок соблюдения норм технических регламентов ЕАЭС.
По расчетам «Ведомостей» на основе данных ресурса Trade Map, 73% российского импорта игрушек в 2020 г. было из Китая, он составил $1,4 млрд. Внедрение бондовых складов может привести к переделу рынка игрушек в пользу международных площадок онлайн-торговли. Михаил Черекаев, доцент Института торговой политики НИУ ВШЭ, говорит, что к работе над проектом активно привлекаются международные маркетплейсы. «Запуск эксперимента при условии сбалансированного регулирования позволит выравнять конкурентные условия, а также повысит прозрачность поставок товаров, приобретенных на зарубежных торговых площадках», – отмечает Артем Соколов, президент АКИТ.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что ключевым ограничением для трансграничных продаж в России остается длительный срок доставки через AliExpress, из-за которого покупатели делают выбор в пользу российских маркетплейсов. Он также добавляет, что доля трансграничных продаж на рынке онлайн-продаж детских товаров сокращается. В целом, по его словам, на рынке детских товаров доля онлайн-продаж растет очень динамично: в 2020 г. она выросла на 7,8 п. п. до 20,4% (без учета детской одежды и обуви), причем ключевым драйвером стали продажи на маркетплейсах Wildberries, Ozon и AliExpress.
Представители Ozon и Wildberries от комментариев отказались. Запрос в AliExpress остался без ответа. Коммерческий директор направления «товары народного потребления» «Детского мира» Константин Фришберг полагает, что это событие никак не отразится на рынке игрушек.
В подготовке статьи участвовала Алена Тригубко