Давосский форум предупредил мир о рисках

Странам может «не хватить пороху», чтобы справиться с нарастающими проблемами
Экономическая политика теперь «часто рассматривается как инструмент стратегической конкуренции», сетует ВЭФ/ Denis Balibouse / REUTERS

Участники Всемирного экономического форума в Давосе (ВЭФ) ждут в этом году усиления геополитической и геоэкономической напряженности. Конфронтация растет как на международном уровне, так и внутри стран, а доверие снижается. Это затрудняет совместное решение нарастающих долгосрочных проблем в экологической, экономической и социальной областях, а также связанных с влиянием технологий на нашу жизнь, говорится в подготовленном ВЭФом докладе «Глобальные риски в 2019 г.».

Оценить риски

Для подготовки доклада «Глобальные риски» эксперты Всемирного экономического форума в Давосе опрашивают около 1000 человек – представителей правительств, бизнеса, научного сообщества, общественных организаций. Эксперты оценивают угрозы, которые, по их мнению, стоят перед миром в ближайшей и долгосрочной перспективе. В 2019 г. доклад опубликован в 14-й раз.

Опрошенные эксперты прежде всего ожидают роста в 2019 г. рисков, связанных с «экономической конфронтацией между ведущими державами» (91% респондентов), «размыванием международных торговых правил и соглашений» (88%) и «политической конфронтацией между ведущими державами» (85%).

За ними идут «Кибератаки: кража данных или денег» (82%) и «Кибератаки: нарушение операций или работы инфраструктуры».

МВФ учел не всё

И это в то время, как МВФ прогнозирует замедление роста развитых стран с 2,4% в прошлом году до 2,1% в этом и 1,5% – в следующем.

При этом октябрьский прогноз фонда не учитывает, например, начавшегося в декабре политического противостояния в США, из-за которого частично была приостановлена работа федерального правительства. Это уже начало влиять на экономику: компании не могут получить услуги от чиновников (лицензии, одобрение на выпуск продукции, документы для IPO), а потребители, видимо, не получат вовремя налоговых вычетов. Рост ВВП в I квартале может оказаться нулевым, предупредил гендиректор JPMorgan Chase Джеймс Даймон.

В Германии же рост ВВП упал в 2018 г. до 1,5% с 2,2% годом ранее. Deutsche Bank во вторник снизил прогноз на 2019 г. с 1,3 до 1%. Это во многом связано с замедлением экономики Китая, крупнейшего торгового партнера Германии: рост экспорта в Китай составил в ноябре лишь 4% в годовом выражении, а в начале 2018 г. исчислялся двузначными цифрами. «Немецкая экономика растет и падет вместе с Китаем», – признает Йорг Кремер, главный экономист Commerzbank. «Ситуация напоминает мне 2008 г.», – сказал The Wall Street Journal Ричард Чжан, гендиректор по Китаю в немецком производителе автозапчастей Hugo Kern & Liebers.

МВФ прогнозирует замедление роста ВВП Китая с 6,6% в 2018 г. до 6,2% в 2019 г. и 5,8% к 2022 г. На прошлой неделе Reuters сообщил, что Пекин планирует снизить целевое значение роста ВВП с «около 6,5%» в прошлом году до 6–6,5% в 2019 г.

Между тем в 2018 г. США ввели импортные пошлины на товары из Китая на $250 млрд, а тот ответил пошлинами на $110 млрд. В декабре страны на три месяца заключили торговое перемирие. Президент Дональд Трамп заявил в понедельник, что экономика Китая уже страдает из-за пошлин, и положительно оценил перспективы договоренности с Пекином, но пока переговоры не принесли конкретных результатов.

Киберриски – вторые по значимости

В июле 2018 г. The Wall Street Journal со ссылкой на министерство внутренней безопасности США сообщила, что российские хакеры из группировки Dragonfly или Energetic Bear получили доступ к системам управления электросетями США. В январской статье газета рассказала, что им это удалось сделать, сперва похитив с помощью фишинга и других стандартных методов данные сотрудников компаний, которые обновляют программное обеспечение фирм, обслуживающих электросети. Эти кибератаки впервые были замечены весной 2016 г. и продолжались в течение 2017 г. Потенциально это могло привести к перебоям с электроснабжением в стране. В 2018 г. власти США публично обвинили к причастности к кибератакам правительство России и не исключили, что атаки продолжаются.

В сентябре 2017 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) сообщила, что хакеры проникли в ее систему Edgar, куда компании подают документы с информацией о своих финансовых результатах (произошло это еще в 2016 г.). Во вторник SEC подала иск против украинского хакера Александра Еременко, шести трейдеров из Украины, России и Калифорнии и двух юридических лиц. Она обвиняет их в том, что они незаконно заработали минимум $4,1 млн на фондовом рынке, взломав Edgar. Министерство юстиции США предъявило уголовные обвинения Еременко и другому украинцу Артему Радченко, который ему предположительно помогал.

Риски, которых никто не ждет

Профессор экономики Гарвардского университета и завсегдатай Давоса Кеннет Рогофф самые значительные экономические риски в ближайшие год-два видит в тех областях, где, по мнению большинства, мало что изменится. Это резкое замедление роста в Китае, сильный рост долгосрочных процентных ставок в мире и, как следствие, – долговые проблемы, пишет Рогофф в статье на Project Syndicate.

До сих пор властям Китая удавалось посрамлять скептиков, но теперь, возможно, процесс сильного замедления темпов роста действительно начался, полагает Рогофф. Торговая война Трампа подорвала уверенность, но это лишь один из факторов, объясняющих замедление экономики, которая переориентируется с экспортно-инвестиционной модели роста на более устойчивую потребительскую. «Учитывая внутреннее противоречие между все более централизующейся партийной системой и необходимостью создания более децентрализованной, возглавляемой потребителями экономической системы, падение долгосрочных темпов роста может быть весьма драматичным», – полагает Рогофф. Это, по его мнению, сильно ударит по странам Азии, экспортерам сырья, развивающимся странам, Европе (и особенно Германии). Даже США пострадают больше, чем представляют в Белом доме, из-за возникших в результате проблем на финансовых рынках и с американским экспортом в Китай, который важен для политического руководства США.

Из-за длительного замедления экономики в Китае и Азии давно сложившиеся в регионе финансовые профициты могут превратиться в дефициты, что приведет к росту долгосрочных процентных ставок. Но еще более вероятная причина их роста – распространение популизма в мире. «Если популисты развернут рыночную экономическую политику последних десятилетий, они могут посеять в участниках рынка сомнения в том, насколько «безопасен» долг развитых стран. Это может привести к росту премии и процентных ставок, а если правительства будут реагировать медленно – к росту бюджетных дефицитов, еще большим сомнениям рынков в правительствах, а дальше ухудшение пойдет по спирали», – пишет Рогофф.

Между тем высокий долг осложняет возможность правительства активно реагировать на шоки: «Неспособность быстро ответить на финансовый кризис, кибератаку, пандемию или торговую войну сильно повышает риски долгосрочной стагнации».

«У нас просто не хватит пороху, чтобы отреагировать на замедление [экономики], к которому может привести наблюдаемая динамика», – вторит ему Бьёрг Бренде, президент ВЭФа. Совокупный долг в мире сейчас гораздо выше, чем до кризиса 2008 г., говорится в докладе форума о рисках, – 225% ВВП (а в странах с системно значимым финансовым сектором, по данным МВФ, еще выше – 250% против 210% в 2008 г.). Ужесточение финансовых условий в мире особенно сильно сказалось на странах, накопивших долларовые долги в эпоху низких процентных ставок.

Проблемы с доверием

Будучи ранее инструментом для построения взаимовыгодных торговых отношений, теперь экономическая политика «часто рассматривается как инструмент стратегической конкуренции», говорится в докладе. И сегодня наибольший риск – отсутствие готовности сотрудничать, «ближайшие месяцы будут критичны для восстановления доверия», заявил Бренде на пресс-конференции.

Доверие – важная экономическая категория как внутри страны, так и на международном уровне, отмечается в докладе. В нем приводятся результаты исследования экономистов Янна Альгана и Пьера Каука «Врожденное доверие и рост», на сколько мог бы вырасти доход на душу населения в разных странах, если бы уровень доверия в них был таким же, как в Швеции. Даже в развитых странах этот показатель вырос бы – от 6% в Великобритании до 17% в Италии. В Чехии рост дохода составил бы 29%, в Мексике – 59%, в России – 69%. Падение доверия – распространенная сейчас ситуация, которая угрожает разрушить общественный договор во многих странах, отмечает ВЭФ.

Если не разрешить геополитические и экономические противоречия, это «подорвет нашу способность решать растущие коллективные проблемы – от деградации окружающей среды до усиливающейся дестабилизации, порождаемой четвертой промышленной революцией», говорится в докладе.