Путин обсудит планы Титова и Кудрина по реформированию экономики

Но победившая стратегия объявлена не будет
Алексей Кудрин (слева) и Борис Титов (справа) поспорят о стратегиях / Евгений Разумный/ Ведомости

Президент Владимир Путин рассмотрит сегодня стратегию развития России в 2018–2024 гг., подготовленную Центром стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, и «Стратегию роста» бизнес-омбудсмена Бориса Титова, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника и подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Ожидается жаркая дискуссия, радуется один из них. Вряд ли это получится, сомневается другой: «Решений по итогам совещания не ожидаем».

Предполагать либерализацию во всех областях вряд ли стоит, говорит Владимир Тихомиров из БКС: в политике ее не будет, в экономике – до определенных пределов.

Прошлые провалы

Стратегия-2020 выполнена на 29,5%, а стратегия-2010 – на 39%, подсчитали в ЦСР: главная проблема – имитация исполнения. Выполнять поставленные задачи мешали чиновники, разногласия в экспертном сообществе и противостояние лоббистов. Влияние групп интересов не было уравновешено через эффективные каналы общественного участия.

В декабре 2016 г. Путин поручил разработать план ускорения экономического роста. Конкурирующие за внимание главы государства планы разрабатывались ЦСР, Столыпинским клубом, свою программу до 2035 г. готовит правительство (она сегодня рассматриваться не будет). «Если не строить никаких стратегий и планов, то мы будем пребывать в состоянии хаоса; стратегия вырабатывает направление движения в развитии, приоритеты определяет», – говорил в мае Путин (цитата по ТАСС).

Приоритеты по Столыпинскому клубу: программа стимулирования роста за 1,5–1,7 трлн руб., создание банка плохих долгов за 450 млрд, запуск 100 якорных проектов в регионах. Например, мясной кластер в Калмыкии, кластер по переработке леса и деревообработке в Иркутской области и Забайкалье, следует из презентации. Стимулирование спроса и производств обойдется в 520 млрд руб. на первом этапе, говорится в стратегии. Источники финансирования: рост госдолга до 30–35% ВВП, в том числе с привлечением средств населения (ОФЗ на 1 трлн руб.) и «кредитная эмиссия» от ЦБ на 1,5 трлн. Смягчение денежно-кредитных условий приведет к повышенному спросу на кредиты, считают столыпинцы, а еще нужна «непубличная политика таргетирования умеренно низкого курса рубля». Внешняя экономическая политика должна быть умеренно жесткой и протекционистской: отсутствие пошлин на импорт инвестиций, низкие пошлины на импорт средств производства, высокие пошлины на потребительские товары. Пенсионный возраст повышать не стоит, пока продолжительность жизни не достигнет 75 лет. В документе также большой блок по реформе судебной, правоохранительной и надзорной систем.

Приоритеты по ЦСР (стратегия не публиковалась): судебная и административная реформы, говорил Кудрин, сравнивая систему госуправления «со старой скрипучей машиной, которую вечно заносит не туда и которая не может тормозить». Рост расходов бюджетной системы на образование до 4–4,7% ВВП к 2024 г. (сейчас 3,7%) и здравоохранение до 4–4,3% ВВП (3,9%) улучшит качество человеческого капитала, считает он. Оборонные расходы нужно сократить, развивать экспорт, а пенсионный возраст повысить для женщин до 63 лет, для мужчин – до 65 лет. Оплатить реформы можно за счет перераспределения расходов, дефицита бюджета в 1,5% ВВП в 2019 г. (Минфин настаивает на 1%) и повышения цены отсечения в бюджетном правиле до $45 за баррель вместо $40.

От плана правительства (носит гриф «для служебного пользования») стратегия Кудрина отличается более мягким подходом к бюджетной политике и разделами об институциональных реформах, говорит чиновник, знакомый с содержанием обоих документов: многие идеи и подходы в них повторяются. После этого совещания у президента будет еще несколько, говорит он: часть идей будет оформлена поручениями еще до выборов, но вряд ли какую-то стратегию объявят победившей.

Представители ЦСР и Титова отказались комментировать стратегии и ожидания от совещания.

Но если ничего не делать, то через шесть лет будет настоящий бюджетный кризис и у правительства не окажется денег для выполнения всех обязательств, считает он, хотя вряд ли до выборов стоит ожидать объявления жестких экономических решений, например повышения пенсионного возраста.