Взгляд из космоса: официальная статистика занижает рост Китая

Американские экономисты представили оценку на основе яркости освещения
Разброс в оценках динамики китайской экономики велик – от 4 до 7%/ NASA

Многие экономисты не доверяют официальной статистике КНР, считая, что власти завышают рост экономики. Но может оказаться, что официальные данные, напротив, занижены, предположили Хантер Кларк и Максим Пинковски из Федерального резервного банка Нью-Йорка и Хавьер Сала-и-Мартин из Колумбийского университета.

С помощью кадров ночной съемки, сделанных спутниками с 1992 по 2013 г., они измерили освещение в разных районах страны. Более высокая яркость освещения имеет сильную корреляцию с более высоким ВРП региона. Опираясь на полученные данные и статистику по 20 показателям (из каждой провинции, автономии и муниципалитета) с 2004 по 2013 г., экономисты построили собственную модель.

Согласно их расчетам, хотя экономика Китая резко замедлилась в конце 2015 г., темпы роста могли быть выше официальных. Модель показала, что экономика находится в горизонтальном, а не в понижательном тренде, указывают экономисты. Они предполагают, что статистика неверно оценивает растущий сектор услуг.

«Индекс Ли Кэцяна»

Премьеру госсовета Китая Ли Кэцяну приписывается критика в адрес официальной статистики по росту ВВП (еще в 2007 г., когда он руководил провинцией Ляонин): он назвал ее «искусственной», признав, что пользуется ею «только для справки», а анализирует положение в экономике при помощи индекса, состоящего из данных о потребляемой электроэнергии, грузовых железнодорожных перевозках и новых кредитах.

Рост экономики Китая замедлится до 6,6% в 2017 г. с 6,7% в 2016-м, прогнозирует МВФ. В I квартале ВВП КНР вырос на 6,9%, и это лучший результат за полтора года. Основную поддержку по-прежнему оказывает кредитная экспансия, говорится в обзоре финансовой стабильности Банка России, но рост закредитованности и отток капитала заставляет Народный банк КНР ужесточать денежно-кредитные условия.

Разброс в оценках динамики китайской экономики велик – от 4 до 7%. Нет цифр, которым можно доверять, объясняет руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев: сейчас госсовет КНР ужесточает требования к статистике, которая идет с мест. Некоторые провинции пытаются исправить приписки прошлых лет – именно этим многие объясняют спад экономики в 2015–2016 гг. на северо-востоке Китая, особенно в провинции Ляонин, говорит он.

В мае впервые почти за 30 лет агентство Moody’s снизило долгосрочный кредитный рейтинг Китая – с Aa3 до A1 из-за замедления экономического роста при продолжающемся росте госдолга. Прогноз рейтинга изменен на «стабильный» с «негативного». Негативный прогноз рейтингам Китая в январе присвоило S&P.

Продолжающиеся реформы, скорее всего, приведут к трансформации экономики и финансовой системы Китая, полагают в Moody’s, но вряд ли предотвратят существенный рост долга. Госдолг достигнет 40% ВВП к 2018 г. и приблизится к 45% к концу десятилетия, считают в Moody’s.

Ключевая проблема сейчас – долг и возможность его обслуживать, согласен Габуев, перед осенним съездом компартии Пекин удерживает стабильность и продолжает накачивать деньгами инфраструктурный и строительный секторы, хотя окупающихся проектов все меньше. Хватит ли у правительства решимости провести реформы и решить проблему накачки экономики ликвидностью – неизвестно, пишет Винсент Чен из Credit Suisse.