Великобритания дала официальный старт Brexit

Развод с ЕС состоится через два года, переговоры обещают интригу и трудные договоренности
Бизнес с напряжением ждет начала переговоров
Бизнес с напряжением ждет начала переговоров / Matt Dunham / AP

В среду посланник Великобритании в ЕС Тим Барроу передал письмо премьера Терезы Мэй председателю Европейского совета Дональду Туску. Это письмо инициирует выход Великобритании из ЕС в соответствии со ст. 50 Лиссабонского договора. Эта статья применяется впервые – прецедента у Brexit не было. «Нет причин притворяться, что это счастливый день, – заявил Туск, – ни одна, ни другая сторона от этого не выигрывают, речь о том, как контролировать ущерб. Спасибо, Великобритания, и до свидания, мы уже скучаем по тебе». В течение двух дней он разошлет остальным 27 странам ЕС инструкции, как будет проходить Brexit.

«Соединенное Королевство покидает ЕС, это исторический момент, после которого пути назад не будет», – заявила Мэй, выступая в среду перед британским парламентом. Переговоры о выходе Великобритании из ЕС займут два года. Один из главных вопросов – будет Brexit жестким или мягким. В случае одностороннего выхода Великобритании на ее экспорт в ЕС начнут распространяться тарифы ВТО. Но многие еще надеются на компромисс по тарифам – «мягкий Brexit», тем более что на этом настаивает Шотландия, парламент которой во вторник одобрил проведение повторного референдума о независимости. Впрочем, с точки зрения Мэй, в этом вопросе «никакое соглашение лучше, чем плохое соглашение».

ЕС настаивает, что Великобритания должна заплатить за выход из блока 50–60 млрд евро. В эту сумму входят в основном затраты на проекты ЕС, которые Великобритания одобрила до референдума. «Если этот вопрос не решить быстро, это плохо скажется на остальных направлениях переговоров», – сказал WSJ научный сотрудник London School of Economics Йэн Бегг.

«Мы переходим от монолога Великобритании к жестким переговорам, – цитирует Bloomberg главного экономиста Global Counsel Грегора Ирвина, – и на них еще будет много непонимания». К апрелю 2019 г. Мэй хочет вернуть Великобритании контроль над иммиграцией и законодательством, а также заключить новое торговое соглашение с ЕС.

По оценке Филипа Вуда из юридической фирмы Allen & Overy, на переговорах по Brexit будет затронуто 339 вопросов – от безопасности и разведки до науки. «Хуже всего, если соглашения не будет и Великобритания выйдет из ЕС в одностороннем порядке: это создаст обиды на целое поколение», – сказал он Bloomberg.

В последнее время отношения между Великобританией и ЕС потеплели. Перед подписанием письма о выходе из ЕС Мэй говорила по телефону с Туском, а также с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером. «Они согласились, что сильный ЕС отвечает интересам всех сторон, и важно, чтобы переговоры проходили с конструктивным и позитивным настроем», – заявила пресс-служба Мэй. Тем не менее и лондонские, и брюссельские дипломаты оценивают шансы того, что удастся договориться о «мягком Brexit», не выше чем 50 на 50, пишет FT.

Бизнес с напряжением ждет начала переговоров. Ford Motor Company, у которой два завода в Великобритании, предупреждает, что в случае «жесткого Brexit» и введения тарифов под угрозу будет поставлена конкурентоспособность местного автопрома. Ryanair Holdings может отменить европейские рейсы в Великобританию. IT-сектор, строители и ритейл опасаются, что лишатся дешевой, но при этом квалифицированной рабочей силы из других стран ЕС.

Британский финансовый сектор, насчитывающий 1 млн сотрудников, готовится переводить часть штата в страны ЕС, если через два года Великобритания лишится доступа к единому рынку. У американского банка JPMorgan Chase 75 сотрудников с июля 2016 г. оценивают европейские города по многим параметрам – от законов о труде до частоты задержек рейсов в местных аэропортах, чтобы решить, куда переводить лондонских банкиров, пишет WSJ. Среди обсуждаемых вариантов – Париж, Франкфурт, Люксембург и Дублин. У JPMorgan в Великобритании 16 000 сотрудников, и треть инвестбанковских доходов он зарабатывает в странах EMEA.

Британский фунт, подешевевший после референдума на 17%, вчера к 18.30 стоил $1,2422, индекс FTSE 100 вырос на 0,32%.

Бизнес с напряжением ждет начала переговоров