ЦБ не поддержал законопроект о расширении полномочий Внешэкономбанка

И предложил изучить вопрос о лишении ВЭБа возможности обслуживать счета даже участников его проектов
ВЭБ не должен стать кэптивным банком правительства, считают эксперты (на фото слева – министр финансов Антон Силуанов, справа – председатель ВЭБа Сергей Горьков)/ Станислав Красильников/ ТАСС

Внешэкономбанк (ВЭБ) сейчас может обслуживать счета только своих клиентов – участников проектов банка, для увеличения ликвидности банк просил дать ему право открывать депозиты и обслуживать счета всех других компаний. ЦБ не поддержал законопроект о расширении полномочий ВЭБа и, более того, предложил изучить вопрос о лишении ВЭБа возможности обслуживать счета даже участников его проектов, сообщил «Интерфакс». «Ведомостям» это подтвердил федеральный чиновник, знакомый с содержанием письма. ЦБ отказался от комментариев.

Год назад у ВЭБа были огромные проблемы с ликвидностью: надо было платить по евробондам, а рефинансироваться было нельзя из-за санкций плюс проблемы с ухудшающимися активами. Тогда ВЭБ получил 150 млрд руб. от государства. Но госкорпорация ищет возможности диверсифицировать источники фондирования, говорил на презентации новой стратегии председатель ВЭБа Сергей Горьков. Обслуживать не клиентов, привлекать их деньги на депозиты – один из возможных источников фондирования, но не единственный: корпоративные депозиты сейчас дороги, пояснял менеджер ВЭБа.

Но если ВЭБу не только не дадут возможности привлекать новые деньги, но и лишат денег клиентов, это будет уже плохо для ликвидности банка, переживает федеральный чиновник.

ЦБ объяснил жесткую позицию (цитата по «Интерфаксу»): «Осуществление ВЭБом расчетно-кассового обслуживания и открытие вкладов юрлицам – участникам проектов не может быть связано с достижением ВЭБом установленных законом целей, включая стимулирование инвестиционной деятельности, что требует долгосрочных вложений». Есть риск неконтролируемого роста денежной массы: проведение ВЭБом этих операций делает его участником процесса денежной эмиссии в отсутствие надзора ЦБ и обязанности соблюдать пруденциальные требования.

Чего еще просить

Законопроект разрешит ВЭБу привлекать депозиты юрлиц, которые находятся под контролем компаний, участвующих в его проектах, и выдавать им банковские гарантии. По решению наблюдательного совета ВЭБ сможет выдавать гарантии и другим предприятиям, не связанным с его проектами.

«Получается, ВЭБ – такой кэптивный банк правительства: они не хотят быть банком в полном смысле этого слова, не хотят получать лицензию ЦБ, но хотят осуществлять все банковские операции», – объясняет федеральный чиновник.

Сама идея – увеличить число источников фондирования – возникла в 2015 г. Тогда с ней активно боролся президент Сбербанка Герман Греф: ВЭБ вступает в прямую конкуренцию с коммерческими банками, что приведет к уменьшению ресурсной базы таких банков, удорожанию стоимости базы и снижению кредита в экономике. Ирония в том, что в ВЭБ пришла бывшая команда Грефа, его десант во главе с Горьковым и, значит, позиция Грефа может поменяться, надеется сотрудник ВЭБа.

«ЦБ исходит из логики: ВЭБ – институт развития, не должен конкурировать с коммерческими банками, – объясняет руководитель группы банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук. – Он может использовать адресное финансирование от государства, а также привлекать фондирование на долговом рынке, если же он получит право привлекать депозиты, произойдет явное искажение конкуренции». Не менее 55% рынка корпоративных вкладов сейчас приходится на госбанки, появление ВЭБа может негативно сказаться на распределении ликвидности в системе, беспокоится Лукашук.

Из подконтрольных ЦБ госбанков ликвидность могла перетекать в ВЭБ, не подконтрольный ему, и ЦБ может увидеть в этом угрозу, полагает управляющий директор «Эксперт РА» Станислав Волков: «Компании будут размещать депозиты в ВЭБе, воспринимая его как финансовую организацию с риском, близким к суверенному, а с точки зрения качества активов ВЭБ хуже, чем многие банки».

Опасения, что ВЭБ станет сильным конкурентом банков, преувеличены, считает Александр Данилов из Fitch, зачем компаниям, у которых нет проектов с ВЭБом, счета в нем: «Как расчетный банк для бизнеса он вряд ли конкурентоспособен – у него нет технологической платформы и отделений, он может рассчитывать на привлечение разве что срочных депозитов, да и то если предложит лучшую ставку». А тогда вопрос – что ВЭБ будет делать с таким относительно дорогим фондированием, заключает он.

ВЭБ пытается сделать стоимость фондирования ниже рыночной, признает сотрудник ВЭБа: он инвестирует в проекты развития, у которых не всегда высокая рентабельность, надо обеспечить минимальную маржу хотя бы на покрытие операционных расходов.